Новая проблема стратегической безопасности США

Новая проблема стратегической безопасности США. Часть вторая

Американцы пока не могут компенсировать возникшие стратегические уязвимости.

Часть первая

В первых числах июня 2022 года появились очень четкие сигналы, выражающие предельную обеспокоенность США по  вопросам стратегической стабильности. Так, 2 июня профильный помощник госсекретаря Мэллори Стюарт в ходе ежегодного заседания Ассоциации по контролю за вооружениями в Вашингтоне заявила:

«Мы хотим и после 2026 года сохранять ограничения на российские системы, которые оговариваются в новом СНВ. Мы хотим, чтобы были ограничения на новые типы систем, которые разрабатывает Россия». По словам Стюарт, в новом соглашении надо учесть не только МБР, но и средства с меньшей дальностью, так как Россия «с большей вероятностью … будет использовать такое оружие в конфликте». Опять «хайли лайкли».

Эта премудрая женщина также затронула тему санкций. По ее словам, санкции должны помогать «вести добросовестный диалог». Выходит, они считают себя добросовестными? На самом деле их совесть давно в списках покойников.

В целом, американская сторона внезапно вспомнила о Договоре СНВ-3 (ДСНВ). Полное название этого документа: «Договор между Российской Федерацией и Соединёнными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, СНВ-III (англ. Treaty between the United States of America and the Russian Federation on Measures for the Further Reduction and Limitation of Strategic Offensive Arms, New START).

Договор подписали президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама 8 апреля 2010 года в Праге. Он вступил в силу 5 февраля 2011 года. Произошла смена Договор СНВ-I (истек в декабре 2009 года) и Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (истек 24 мая 2002 года). Договор СНВ-3 был рассчитан на 10 лет с возможностью продления по взаимной договоренности сторон на пять лет.

Государственная дума и Совет Федерации 27 января 2021 года ратифицировали соглашение между Россией и США о продлении ДСНВ до 5 февраля 2026 года. Президент России Владимир Путин через два дня (29 января), подписал закон о продлении Договора. Заметьте, соответствующие согласования, утверждения и подписания состоялись как раз до момента окончания действия ДСНВ. Обе стороны отнеслись к договору очень внимательно. Оно и правильно.

Договор, в частности, предполагал, что каждая из сторон сократит развернутые ядерные боезаряды до 1550 единиц; МБР, баллистические ракеты подводных лодок и тяжёлые бомбардировщики до 700 единиц. В какое-то время уровни вооружений, определенные договором были достигнуты. Установился некоторый паритет в стратегических наступательных вооружениях. Но, как всегда, были неоговоренные ситуации, а паритет достигался только между Россией и США.

Почти сразу после договора британцы заявили о намерении увеличить численность своего ядерного арсенала. Ловкий ход, господа. Опять же, продление Договора произошло до планируемой агрессии киевского режима против республик Донбасса.

Но не все так печально. На сцене появилась уже упомянутая ранее гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета морского базирования «Циркон». Как сообщил источник в нашем оборонно-промышленном комплексе, «пуск «Циркона» на максимальную дальность успешно завершил цикл государственных испытаний ракеты с надводного носителя».

Минобороны России в своем сообщении пояснило: «фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» выполнил стрельбу ракетой «Циркон» из акватории Баренцева моря по морской мишени в Белом море на дальность около 1000 км. По данным объективного контроля, ракета успешно поразила морскую мишень, полёт соответствовал заданным параметрам».

Тут снова надо пояснить один момент. Ранее сообщалось о полетах «Цирконов» на дальности примерно 500 км. Теперь стало понятно, что её реальная дальность полета ровно вдвое больше. Очень хороший результат.

Какие тут новые грустные новости для Кощея? Все его крейсеры, эсминцы и фрегаты, оснащенные системой ПРО/ПВО «Иджис» можно списывать в утиль. Или расстреливать как мишени на полигонах. Но не они тут главные цели. Главные цели – авианосцы, хотя «Цирконы» успешно работают и по наземным целям.

Если раньше американцам можно было полагаться на ПРО кораблей ВМС, в том числе размещенных у наших берегов, то теперь с превеликой натяжкой можно рассчитывать только на корабли с ПРО, находящиеся вблизи родных американских берегов. При условии, что их не «достанут» ракеты с наших подлодок. Выходит, что сухопутный и морской компонент ПРО США оказались бессильной против российского гиперзвука. Ну, так их же предупреждали.

Предположительно, логика происходящих событий все-таки вынудила США признать провал своей стратегической уязвимости.

В течение нескольких прошедших недель наблюдается некоторое снижение агрессивности антироссийской риторики. В крупных западных СМИ появились статьи с такими оценками – дальнейшая эскалация конфликта может привести к войне НАТО с Россией, при этом под НАТО в первую очередь подразумеваются США; победа Украины нереалистична; стороны должны договориться; Украине придется отдать часть территории; в антироссийской политике лидерство захватывают британцы.

Сюда же можно отнести выступление в режиме видеоконференции бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера на Всемирном экономическом форуме в Давосе (22-26 мая, Швейцария). Он заявил, что «стороны должны быть привлечены к мирным переговорам в течение следующих двух месяцев… Запад должен отказаться от попыток добиться военного поражения России на Украине, а последней стоит пойти на территориальные уступки».

Впрочем, его выступление не стало мейнстримным. Сообщают, что значительная часть присутствующих более восприняла призыв хвастливого старого финансового спекулянта Джрджа Сороса, который для сохранения «нашей» цивилизации призвал  «как можно скорее победить Путина».

Но это всё пока слова, которые можно отнести к стараниям «прокачать» ситуацию с целью определения сторонней реакции. Которую, кстати, тут же продемонстрировал гражданин Зеленский, обрушившего на Киссинджера яростную критику.

А вот слова, как кажется, более ответственных и вдумчивых военных «товарищей». Новую оценку возросшей опасности для стратегической безопасности США произвел в своем выступлении перед конгрессом командующий Северным командованием ВС США (USNORTHCOM) и Командованием воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) четырехзвездный генерал Глен Ванхерк.

Он заявил, что Россия и Китай ускорили развертывание оружия, угрожающего США. Россию он посчитал «главной военной угрозой». Обеспокоенность генерала вызвали гиперзвуковое оружие, новые МБР, подводные лодки класса «Ясень» и крылатые ракеты большой дальности.

По его словам, в таких условиях приходится решать «самый динамичный и стратегически сложный набор задач в истории». При этом «способность выполнять миссии, возложенные на USNORTHCOM и NORAD, ослабла и продолжает ослабевать». Кощей нервничает, ему становится все хуже. Кончик заветной иглы уже между пальцами Ивана.

Небольшой возврат в прошлое. Договор по СНВ не учитывает следующее важное обстоятельство: в противостоящий нам военно-политический блок НАТО входят три страны, обладающие ядерным оружием. США пока оставим в покое. Вспомним про ядерные боевые блоки Британии и боезаряды Франции.

Можно, конечно, порассуждать, как это делал бывший президент США Трамп, что ограничения именно американского арсенала должны быть увязаны с количеством боевых блоков России и Китая. Китай, кстати, тогда ответил — сократите ваши, то есть американские, блоки до наших, то есть китайских, до 350, тогда и поговорим. Американцев как ветром сдуло.

Только один момент – мы (пока?) не входим в военный блок с Китаем. А вот союзники по НАТО нам вдоволь трепят нервы. Исходить нужно из худшего – в случае чего они применят свое оружие по нам. Другого варианта пока не видно.

Поэтому нам стоит выйти из Договора СНВ-3, как минимум в том, что касается количества развернутых боевых блоков. Их теперь надо считать по следующей формуле: боевые блоки США (примерно, а возможно и минимум, 1400) полюс блоки Великобритании (260) полюс блоки Франции (290) равно 1950. Это только то, что касается межконтинентальных средств. И, опять же, если верить статистике с той стороны. А ведь еще есть не учтенные Договором боеприпасы на хранении, так называемый «возвратный потенциал».

Кроме того, у той же Франции есть крылатые ядерные ракеты для полусотни самолетов-носителей. Все это, уж будьте уверены, в случае чего прилетит исключительно к нам. Они же будут руководствоваться натовскими доктринами. Не израильскими, не индийскими и не китайскими. Возможно, даже не пакистанскими.

Отдельный вопрос по ядерному оружию Британии. Несмотря на опасения России о превышении в сумме лимитов на СНВ со стороны США и Британии, как союзников, американский Госдеп отклонил претензии, сославшись на «независимый характер британского ядерного потенциала». Мы почему-то согласились и претензию сняли. Интересно – почему?

Немного технических и организационных подробностей. Британские ядерные боевые блоки, фактически американские, установлены на купленных в США МБР «Трайдент-2». В свою очередь, «Трайденты» установлены на британских ПЛАРБ типа «Вэнгард», изготовленных как копии американских подводных лодок соответствующего типа. То есть, британского там нет ничего.

Наряду с этим, высшим органом управления НАТО является Североатлантический совет, которому на правах комитета подчинена Группа ядерного планирования (ГЯП). Задачи ГЯП – решение вопросов ядерной политики НАТО. Председатель группы – генсек блока. В работе ГЯП участвуют министры обороны и постоянные представители стран-участниц, кроме представителей от Франции. Подчиненные ГЯП комитеты – Группа высокого уровня (ГЯП/ГВУ) и Штабная группа ГЯП, тоже без участия Франции. В Группе ГЯП/ГВУ председатель исключительно от США.

Теперь стоит задуматься – насколько британцы действительно независимы от США в вопросах планирования/применения ядерного оружия. Ответ один – они зависимы на все сто процентов. И применять они его будут исключительно согласно планам американского командования.

С какой стати мы не должны учитывать «британский» арсенал? Допустим, можно закрыть глаза на французский. Но что делать с англичанами? Вот и получается, что нам прямая дорога на выход из ДСНВ-3. Особенно это становится актуальным в связи с ситуацией вокруг Украины.

Оценка происходящего свидетельствует – необъявленная война против России ведется по всем фронтам. Недавно директор Агентства национальной безопасности (АНБ), он же – командующий Кибернетического командования США и глава Центральной службы безопасности (CSS) генерал Пол Накасоне в интервью телеканалу Sky News заявил, что американские спецслужбы вели наступательные кибероперации против России.

По его словам, агенты АНБ действуют в 16 странах, в которые США передают разведывательные данные, в том числе, касающиеся России. Одна из киберопераций была проведена на Украине. Она продолжалась около трех месяцев и была закончена незадолго до начала нашей СВО.

Для сведения: Центральная служба безопасности (англ. Central Security Service) подчинена министерству обороны США и занимается радиоэлектронной разведкой, осуществляя взаимодействие, в том числе с АНБ и и криптографической службой (SCE) ВС США.

CSS также сотрудничает со специальной службой сбора данных (Special Collection Service, SCS) США, а там уже недалеко до соответствующих подразделений ЦРУ. Именно SCS вела прослушивание мобильного телефона тогда еще действующего канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Вот как все плотненько завязано. И тут уже не до сюсюканий. Приходится действовать жестко. В том числе в отношении ранее достигнутых, как казалось непоколебимых, договоренностей.

Пока можно констатировать – вероятный противник начинает нервничать, переоценивая свои оборонные возможности в сторону понижения. Причина ослабления – возросшие возможности Вооруженных сил России. Превзойти их те же американцы пока не могут. Сейчас они плотно работают над собственным гиперзвуковым оружием, хотя еще не достигли впечатляющих результатов. Возможно, исходя из идеи все-таки получить его, они и затягивают разрешение украинского кризиса.

Однозначно понять, что же на самом деле движет руководством Соединенных Штатов, невозможно. Но никто не может помешать заняться анализом проблемы.

Сейчас установлено: безопасность США на стратегическом уровне значительно снижена. В настоящее время России занимает очень выгодную позицию. Изменить ситуацию американцы не могут. Поэтому в скором времени стоит ожидать попыток с той стороны усадить российских представителей за стол переговоров.

Но тут возникает вопрос. Есть ли смысл идти в ходе этих переговоров навстречу Западу? С учетом текущего, да и предыдущего обострения отношений – этого нельзя делать ни сейчас, ни когда-нибудь в будущем. История бесконечно учит – после того, как мы идем навстречу, они, если не садятся на шею, то плюют в спину. Вспомнить хотя бы историю с объединением ГДР и ФРГ. Где благодарность? Шольц лишь насмехается над формулировкой «геноцид русскоязычных». О чем с такими деятелями разговаривать? Надоело смотреть, как наше благородство воспринимается за слабость.

С другой стороны, соглашаясь на переговоры, Россия может выдвинуть требования ультимативного характера. Например, потребовать полную отмену вообще всех санкций, возврат международных резервов с поклонами и извинениями и с уплатой штрафа в двойном размере упущенной выгоды. По Украине – ни одной, даже мизерной уступки. В общем, действовать исключительно наступательно. Молотить так молотить.

Институт РУССТРАТ