Пузырь теряет воздух

Пузырь теряет воздух

Доброй ночи, Империя.

Пока Джо Байден заявляет, что экономика Америки в полном порядке, как и он сам, фондовые рынки демонстрируют устойчивое пике вниз. Причем пике началось еще с января 2022 года и, судя по всему, останавливаться не собирается.
К слову, в субботу дедушка сверзился с велосипеда. Правда, перед этим он полностью остановился, что не помешало агентам КейДжиБи слегка подтолкнуть сей дивный гаджет вместе с президентом — покушение на демократию произошло в родном для Байдена Делавере, куда тот смылся от неудобных вопросов Конгресса США.

А вопросов к нему на самом деле накопилось достаточно. Самым трепетным было уточнение того, какие контрольные функции выполняет администрация Белого дома, чтобы избежать наглого разворовывания финансовой и военной помощи Киевом. Следом был неприятный список про детское питание, прокладки и микрочипы, поэтому помощникам Байдена пришлось постараться, чтобы отмазать своего шефа от субботнего заседания.
Между тем, появились и более серьезные проблемы, про которые Конгресс хотел бы расспросить своего президента — и одной из них стало как раз падение фондовых рынков. Ну как падение. Обвал, если честно — и сегодня никто не способен ответить, где это все остановится.

Если вы думаете, что это сугубо экономические вопросы, то таки нет. Это как раз и социальная проблематика — и здесь стоило бы кое-что прояснить.

В США существует вид счета под обозначением 401 (k). Это счет пенсионных накоплений любого работающего американца — и именно этим счетом человек распоряжается, когда дает указания перевести средства в тот или иной пенсионный или инвестиционный фонд. Как правило, пенсионные фонды зарабатывают как раз на фондовых площадках, инвестируя в различные портфели акций: если акции растут, фонд имеет прибыль. Если падают — невидимая рука рынка имеет этот фонд во всевозможных положениях. Этакая Камасутра на рыночных принципах.
Если пенсионные деньги приходят в фонд, они тоже попадают на счет с обозначением 401 (k). Это весьма удобная штука для статистики и контроля — везде, где присутствуют средства пенсионеров в виде инвестиций, они попадают на такой счет.

Опасения инвесторов по поводу растущей инфляции и растущих рисков рецессии оказывают давление на финансовые рынки. Отражая эти опасения, промышленный индекс Доу-Джонса в четверг опустился ниже 30 000 пунктов впервые с января 2021 года (-13% с января — автор). Индекс S&P 500 упал на 24% по сравнению с рекордным максимумом в январе, в то время как индекс Nasdaq упал более чем на 30% по сравнению с ноябрьским пиком, что ставит оба рынка в медвежью позицию.

Если это не обвал, то что тогда обвал? Соль здесь вот в чем — три четверти денег на всех счетах типа 401 (k) хранятся в акциях — и большая часть из них в акциях компаний-лидеров. Всяких Тесла, Майкрософт, Эйппл, Эксон, Амазон и прочих — всех тех, кто сейчас бодренько летит вниз.
Беда еще и в том, что около 40% компаний из S&P 500 — это компании-зомби. Этот термин вовсе не из Вселенной фильмов про ходячих мертвецов, это вполне себе экономическая терминология — любая из компаний, которая при тотальной распродаже всех активов не может покрыть кредиты, считается компанией-зомби.

На этой неделе ФРС наконец-то сделал первое резкое движение, подняв базовую ставку сразу на 75 базовых пунктов (0,75%). Мера не просто запоздала, она оказалась явно недостаточной — и если учесть уровень промышленной инфляции в 25-26%, то ставку следовало бы поднимать сразу до 20%. Минимум.
Вместо этого ФРС решила шинковать американский хвост колечками — и даже если инфляция внезапно испугается и на время припадет к земле, дальнейший ее рост будет куда более резким и уверенным.

Так вот, кроме падения рынков, счета типа 401 (k) быстро съедает и эта самая инфляция. Грубо говоря, деньги начали стремительно и уверенно обесцениваться, а сброс инфляции в третьи страны сейчас просто невозможен. Никому не нужны трежерис (долговые бумаги Америки), если их могут в любое время отобрать политическим решением — в итоге сейчас китайцы сбрасывают американские бумаги минимум по одному млрд в день. Арабы стараются не отставать.

Слушайте, дорогие мои. Практически под каждой статьей есть такие комментарии, типа «Да не может такого быть, чтобы они там все сошли с ума» — может. И я способен это легко доказать.
Например, в июле у дедушки Джо намечено ближневосточное турне, дабы уговорить страны ОПЕК поднять добычу нефти. Напоминаю — это будет в июле. Ключевая страна в ОПЕК — Саудовская Аравия, очень давний партнер США. И, видимо, уже бывший партнер. Совсем бывший.

Демократы, как раз в преддверие турне придумали, как унизить принца и Королевство — они переименовали кусок площади перед посольством Саудовской Аравии в Вашингтоне. Теперь он носит имя Джамаля Хашогги, которого саудовские спецслужбы фигурно распилили бензопилой в своем консульстве в Стамбуле — полагаю, после такого «дружеского» шага принцу Мухаммеду найдется о чем поговорить с дедушкой Джо. И это явно не будет разговор про нефть.

Возвращаясь к счетам типа 401 (k):

По словам Алисии Маннелл, директора Центра пенсионных исследований Бостонского колледжа, распродажа привела к потере почти 3 триллионов долларов с пенсионных счетов США. По ее подсчетам, участники плана 401 (k) потеряли со своих счетов около 1,4 трлн долларов с конца 2021 года. Люди с IRA, большинство из которых являются 401 (k) ролловерами, потеряли в этом году 2 триллиона долларов.

Ролловер — это из терминологии фондового рынка. Иными словами, это позиции в акциях, которые не ограничиваются одной торговой сессией — акции держатся в одних руках, иногда очень длительное время. За то, чтобы акции автоматически не закрывали свои позиции, а переходили в следующую торговую сессию, существует специальная комиссия, именуемая свопом — это небольшая денежка, которая списывается со счета инвестора.
Еще одно. IRA — это Индивидуальный Пенсионный Счет — некий список, составленный американской пенсионной системой для конкретного человека. Он позволяет хранить пенсионные отчисления не только в привычных ценных бумагах, паях и тому подобных штуках, но и в золотых инвестиционных монетах. К Ирландской Республиканской армии американский IRA не имеет никакого отношения — просто для понимания.

Итак, пенсионная система Америки понесла тяжелую утрату — с ее счетов испарились около 3,4 трлн долларов. Это всего за год. И если вы думаете, что это ерунда, то вам необходимо понимать, сколько всего сейчас денег содержится в пенсионных фондах США. Вернее, содержалось до этого падения — их было примерно 36 трлн долларов. К слову, это 46% мирового ВВП за год — я сейчас не готов рассказывать, как именно устроена система пенсионного обеспечения в Америке, но достаточно сказать, что там целых три вида пенсионных накоплений — один государственный и два накопительных.
Без этих фондов, зарабатывающих деньги на торговле облигациями, акциями и фьючерсами, средний американец жил бы куда беднее — и государству пришлось бы доплачивать ему до прожиточного минимума. Поэтому пришлось придумать систему, в которой сами пенсионеры несут ответственность за свои накопления — и долгие годы она работала, как часы. Однако структурный кризис на то и кризис, что после него уже ничто не будет работать, как раньше — в том числе и пенсионная система.

Среди работников с 401 (k) s, у тех, у кого годовой доход менее 30 000 долларов в год, 81% их пенсионного фонда было в акциях, в то время как для тех, кто зарабатывал более 150 000 долларов, этот показатель составлял 76%.
По данным инвестиционной исследовательской фирмы Morningstar Direct, фонды с установленными сроками (выхода человека на пенсию — автор) являются популярным вариантом выбора пенсионного плана, при этом более половины всех счетов 401 (k) имеют фонды с установленными сроками.

Но данные, которыми поделился Morningstar, показывают, что самые популярные целевые фонды — взаимные фонды, которые держат ряд инвестиций и которые автоматически корректируются в соответствии с «целевой» датой выхода на пенсию — потеряли от 10% до 22% своих активов под управлением в этом году. (Эти потери связаны с падением стоимости акций, а также с тем, что участники выводят деньги со своих счетов, отметили в Morningstar).

Позвольте объяснить на пальцах, что все это значит. Дело в том, что падение рынков сегодня напрямую касается не только пенсионеров, но и тех, кто копит на будущую пенсию — а это уже основа для масштабного социального кризиса.
Американцы пишут, что капитализация пенсионных фондов будет восстанавливаться два года после обвала — и это совершенно верно, если опираться на то, что на подобном обвале кризис и закончится. То, что мы видим сейчас, говорит о более глубокой структурной модели кризиса — она напрямую связана с переделом мировых рынков. Появились новые центры силы, которые не хотят мириться с нынешними правилами игры — и кто этого еще не понял, может переслушать выступление Путина на ПМЭФ.

На самом деле президент России сказал там слишком много интересного, чтобы уместить это в одну статью, но главное хотелось бы выделить отдельно: Запад просчитался в оценке устойчивости российской экономики; Россия и дальше будет добиваться полного экономического и технологического суверенитета.
По сути, Путин в своей речи отказался сдаваться, в чем его поддержал и товарищ Си — а это значит, что глобальные логистические цепочки и дальше будут рваться, как туалетная бумага самого низкого качества. Новые центры силы требуют своих зон влияния — для России это весь постсоветский блок и Восточная Европа (и, возможно, часть Южной), для Китая — Индо-Тихоокеанский регион (вплоть до Австралии), для Индии — Пакистан, страны Залива и страны на стыке Гималаев и Тибета.

Так вот, про возможность социального взрыва: даже если республиканцы возьмут под контроль обе палаты Конгресса в ноябре, вовсе не значит, что им удастся исправить ситуацию. Для этого необходимы структурные решения, на которые был способен Трамп — к примеру, нужен выход Америки из НАТО, ежегодно сжирающий огромные финансовые, материальные и человеческие ресурсы. Нужны инфраструктурные проекты, в том числе и в нефтегазовой и энергетической отраслях — и нужна общенациональная цель по модернизации транспортной и жилой инфраструктуры.
Демократы занимаются совершенно иными вещами. Они играют в политику, причем на международном уровне — и тут стоило бы обратить внимание на слова Скота Риттера, американского военного эксперта: либерализм победил коммунизм, но проиграл самому себе.

Сдается мне, это исчерпывающая оценка всему происходящему.