Россия расширяет свои экономические связи не только с Китаем и Индией, на очереди Иран

Россия расширяет свои экономические связи не только с Китаем и Индией, на очереди Иран

Пока в Брюсселе и Вашингтоне тешат себя иллюзиями, что предпринимаемое экономическое давление на Россию наконец-то принесёт им результат, Москва не только успешно развивает взаимодействие с Китаем и Индией, другими странами Юго-Восточной Азии, но и усиливает сотрудничество с Ираном.

Тегеран в скором времени может стать ещё одним очень перспективным экономическим партнёром Москвы:

  • расположен ближе, чем Нью-Дели и Пекин
  • весьма богат природными ресурсами
  • находится под западными санкциями и дружественно настроен
  • имеет многочисленное образованное и молодое население
  • находясь в длительной экономической изоляции, сохранил и развил многие производства, продукция которых может найти спрос на российском рынке
  • нуждается в российских технологиях и товарах

Кроме того, усиление взаимовыгодных экономических и политических связей Москвы и Тегерана как нельзя кстати позволит остудить не в меру разыгравшиеся в регионе амбиции Анкары.

Российское правительство ведёт активную работу в этом направлении. По результатам визита российской делегации во главе с вице-премьером
А. Новаком в Тегеран достигнуты следующие договорённости:

  • интеграция финансовых инфраструктур национальных платёжных карт «Мир» и «Shetab»
  • переход в расчётах за оказанные услуги и поставленные товары на национальные валюты
  • увеличение инвестиций в совместные нефтегазовые проекты на территории Ирана
  • поставка российского зерна в Иран, несмотря на экспортные ограничения, действующие сейчас в Российской Федерации
  • поставки российской стали в Иран
  • поставки иранских газовых турбин для электростанций в Россию (их производство локализовано по лицензии Siemens)
  • поставки автокомплектующих в Россию по программе параллельного импорта. Iran Khodro выпускает автомобили на платформе Peugeot-Citroen. Кроме того, в Иране собираются Mercedes-Benz, Renault, Hyundai и Suzuki
  • ускорение подготовки соглашения о зоне свободной торговли

Основные проблемы, тормозящие сейчас экономическую интеграцию между Россией и Ираном — это логистика, бюрократизм и проволочки с оформлением грузов на российской таможне, непростые взаимоотношения иранского бизнеса с российскими контрагентами.

Сейчас транспортные потоки между странами идут через транзитные страны. Из-за значительных задержек на таможенных постах Азербайджана, Армении и Грузии портится иранская сельскохозяйственная продукция, а иранские бизнесмены несут неоправданные издержки.

Кроме того российские торговые площадки завышают арендные ставки для иранского бизнеса, чего, например, не наблюдается в отношении турецких предпринимателей.

Для решения логистических проблем необходимо наладить устойчивое прямое сообщение через Каспийское море из иранского порта Энзели в Дагестан или Астрахань, создать торговый флот и построить холодильные установки для скоропортящихся грузов в российских портах.

Заказы на создание необходимой торговой флотилии можно разместить на российских и иранских судостроительных верфях.

Не меньший эффект может дать развитие туристического направления. Иранцы испытывают неподдельный интерес к России и готовы посещать её. Как говорится, дело за малым — организовать стабильный и качественный отечественный сервис.

Сейчас США и Евросоюз пытаются сдвинуть с «мёртвой точки» ядерную сделку с Ираном и отменить ряд санкций. Вполне возможно, что в результате этого вместо российской нефти в Европу хлынет нефть иранская.

Это не самое лучшее событие для России, но повлиять и затормозить это Москва вряд ли может, а вот существенно увеличить взаимовыгодный торговый оборот между странами — вполне решаемая задача, тем более что в долгосрочной перспективе она способна принести большие выгоды.