Россия расширяет свои экономические связи не только с Китаем и Индией, на очереди Иран
Пока в Брюсселе и Вашингтоне тешат себя иллюзиями, что предпринимаемое экономическое давление на Россию наконец-то принесёт им результат, Москва не только успешно развивает взаимодействие с Китаем и Индией, другими странами Юго-Восточной Азии, но и усиливает сотрудничество с Ираном.
Тегеран в скором времени может стать ещё одним очень перспективным экономическим партнёром Москвы:
- расположен ближе, чем Нью-Дели и Пекин
- весьма богат природными ресурсами
- находится под западными санкциями и дружественно настроен
- имеет многочисленное образованное и молодое население
- находясь в длительной экономической изоляции, сохранил и развил многие производства, продукция которых может найти спрос на российском рынке
- нуждается в российских технологиях и товарах
Кроме того, усиление взаимовыгодных экономических и политических связей Москвы и Тегерана как нельзя кстати позволит остудить не в меру разыгравшиеся в регионе амбиции Анкары.
Российское правительство ведёт активную работу в этом направлении. По результатам визита российской делегации во главе с вице-премьером
А. Новаком в Тегеран достигнуты следующие договорённости:
- интеграция финансовых инфраструктур национальных платёжных карт «Мир» и «Shetab»
- переход в расчётах за оказанные услуги и поставленные товары на национальные валюты
- увеличение инвестиций в совместные нефтегазовые проекты на территории Ирана
- поставка российского зерна в Иран, несмотря на экспортные ограничения, действующие сейчас в Российской Федерации
- поставки российской стали в Иран
- поставки иранских газовых турбин для электростанций в Россию (их производство локализовано по лицензии Siemens)
- поставки автокомплектующих в Россию по программе параллельного импорта. Iran Khodro выпускает автомобили на платформе Peugeot-Citroen. Кроме того, в Иране собираются Mercedes-Benz, Renault, Hyundai и Suzuki
- ускорение подготовки соглашения о зоне свободной торговли
Основные проблемы, тормозящие сейчас экономическую интеграцию между Россией и Ираном — это логистика, бюрократизм и проволочки с оформлением грузов на российской таможне, непростые взаимоотношения иранского бизнеса с российскими контрагентами.
Сейчас транспортные потоки между странами идут через транзитные страны. Из-за значительных задержек на таможенных постах Азербайджана, Армении и Грузии портится иранская сельскохозяйственная продукция, а иранские бизнесмены несут неоправданные издержки.
Кроме того российские торговые площадки завышают арендные ставки для иранского бизнеса, чего, например, не наблюдается в отношении турецких предпринимателей.
Для решения логистических проблем необходимо наладить устойчивое прямое сообщение через Каспийское море из иранского порта Энзели в Дагестан или Астрахань, создать торговый флот и построить холодильные установки для скоропортящихся грузов в российских портах.
Заказы на создание необходимой торговой флотилии можно разместить на российских и иранских судостроительных верфях.
Не меньший эффект может дать развитие туристического направления. Иранцы испытывают неподдельный интерес к России и готовы посещать её. Как говорится, дело за малым — организовать стабильный и качественный отечественный сервис.
Сейчас США и Евросоюз пытаются сдвинуть с «мёртвой точки» ядерную сделку с Ираном и отменить ряд санкций. Вполне возможно, что в результате этого вместо российской нефти в Европу хлынет нефть иранская.
Это не самое лучшее событие для России, но повлиять и затормозить это Москва вряд ли может, а вот существенно увеличить взаимовыгодный торговый оборот между странами — вполне решаемая задача, тем более что в долгосрочной перспективе она способна принести большие выгоды.