Выход Садра из иракского парламента – вызов шиитским соперникам
Популистский шиитский священнослужитель Муктада аль-Садр вывел членов своей партии из Совета представителей Ирака, внеся новый фактор неопределенности в иракскую политику.
Шиитский клирик Муктада аль-Садр 12 июня приказал своим членам парламента коллективно подать спикеру парламента Мохаммеду аль-Хальбуси заявление об отставке.
Глава парламентского блока садристов Хасан аль-Адхари позже был замечен в коротком видеоролике, где он передавал Халбуси заявления об отставке от представителей своей партии. Халбуси их все немедленно подписал.
Создаст ли это возможность для соперников Садра сформировать правительство? Или это создаст для них проблемы на иракской улице?
Согласно избирательному законодательству Ирака, когда член парламента уходит в отставку, избирательная комиссия заменяет его кандидатом, занявшим второе место в том же избирательном круге.
Таким образом, 73 места, которые занимал успешно выступивших на выборах шиитский блок садристов, будут распределены между кандидатами, занявшими вторые места, между Альянсом ФАТХ, состоящим из поддерживаемых Ираном ополченцев; Коалицией «Правовое государство» Нури аль-Малики; Движением «Хукук», близким к Катаиб Хезболле (еще одна структура про-иранских ополченцев, – прим.); партией «Такаддум» Халбуси; «Эмтедад», связанной с некоторыми группами движения «Тишрин»; блоком «Хикма» Аммара аль-Хакима; и другими небольшими группами и независимыми кандидатами. (ФАТХ, Правовое государство и ряд других шиитских группировок входят во враждебный Садру и его сторонникам про-иранский блок Координационный механизма, КМ).
После ухода Садра Халбуси заявил: «Политическая блокада не будет продолжаться долго. Мы стремимся сформировать правительство, которое будет нести ответственность за успехи и неудачи политических блоков».
Халбуси сказал так же, что при замене ушедших в отставку членов будет соблюдена законная процедура, предсказав, что политическая блокада скоро исчезнет.
Однако он упомянул о сохраняющейся проблеме формирования нового правительства после ухода Садра, заявив: «Возможность роспуска парламента и организации новых досрочных выборов является конституционной… но до сих пор этот вариант не рассматривался».
Вечером того же дня президент Бархам Салих, премьер-министр Мустафа аль-Кадими и главный судья Высшего судебного совета Ирака Файк Зайдан собрались для того, чтобы обсудить ситуацию после ухода Садра и его блока из парламента.
Собрание было расценено как попытка продвинуть вперед процесс формирования нового правительства.
Координационный механизм – альянс проиранских шиитских партий и вооруженных ополчений, конкурирующий с шиитским блоком Садристов (Сайрун), также собрался вечером 12 июня и опубликовал заявление, в котором говорится, что он блок намерен двигаться в направлении формирования правительства в интересах нации.
Уход Садра, безусловно, создает возможность для Координационного механизма (КМ) сформировать правительство вместе с альянсами суннитов и курдов, что обеспечит достаточное количество членов для выбора президента и премьер-министра, а также для формирования кабинета министров.
На данный момент в Координационном механизме около 70 членов. Сунниты составляют еще около 70, а две курдские партии вместе – 60. После замены садристов КМ получат еще около 40 мест, что в общей сложности значительно больше, чем 220, необходимых для выбора президента (и для формирования правительства, которое назначит президент, – прим.).
Однако разногласия между Координационным механизмом и суннитскими и курдскими группами очень острые, что может сильно затруднить их объединение для формирования правительства.
В частности, Хизб аль-Дава разделена между Малики и Хайдаром аль-Абади. Конкуренция между «Асаиб Ахль аль-Хак» и «Катаиб Хезболла» – группировками ополченцев – очень острая. Блок «Хикма» Сайеда Аммара Хакима долгое время вел кампанию против ополченцев, собранных под руководством ФАТХа (еще одно про-иранское шиитское ополчение), обвиняя их в том, что они действуют вне государства.
Курды также долгое время были мишенью для ракет и беспилотников ополченцев. Эти ополченцы связаны с альянсом ФАТХ в рамках Координационного механизма. Сунниты также имеют давние разногласия с шиитскими про-иранскими ополченцами из-за жестокого поведения этих ополченцев в суннитских районах.
Бывший заместитель Альянса ФАТХ Хамед аль-Мусави предупредил курдские и суннитские партии о том, что им лучше согласиться на формирование правительства вместе с альянсом Координационный механизм, заявив, что «на границах Курдистана находятся шесть бригад (фракции Сил народной мобилизации или СНМ – сил, состоящих из про-иранских ополчений – прим.)».
Курдам и суннитам может быть очень трудно договориться о формировании правительства, учитывая давление со стороны этих групп.
С другой стороны, Садр не будет молчать и, безусловно, будет использовать улицУ, чтобы создать проблемы для любого правительства, если оно будет сформировано.
Это особенно верно в связи с популярностью садристов в шиитской общине. Знойное лето, отсутствие электричества и питьевой воды, а также других базовых услуг, подольют масла в огонь.
В качестве явного сигнала к новой волне протестов Джалиль аль-Нури, близкое доверенное лицо Садра, написал в Твиттере: «Кто думает, что революция закончилась, тот заблуждается. Будьте осторожны со спокойствием. Оно всегда предшествует буре».
(Во время революции 2019 года сотни тысяч иракцев, преимущественно шиитов, вышли на улицы, требуя предоставления им базовых услуг и работы. Это движение было подавлено контролирующими Ирак про-иранскими шиитскими ополчениями. Конфликт внутри шиитской общины, составляющей большинство населения Ирака, носит не конфессиональный, а, скорее, социально-классовый характер, – прим.).
В том же ключе, связанный с садристами Telegram-канал Al-Jedar написал сегодня: «Представители Координационного механизма считают, что движение садристов и Муктада ас-Садр отказались от своих избирательных прав и своего крупнейшего блока после массовой отставки [членов парламента]. Они думают, что Ирак и политический процесс будут оставлены и отданы им на разграбление и допустят иностранное вмешательство. Они размечтались; они забыли, что перед ними будут открыты врата ада и что движение садристов способно свалить любое правительство, которое они сформируют, – садисты способны свалить правительство всего за несколько часов. И это еще если парламент продолжит работу».
В таких обстоятельствах, похоже, на столе лежат три варианта.
Первый вариант – формирование правительства без садристов, но на такое правительство может быть оказано давление со стороны садристов на улицах.
Второй вариант – провести досрочные выборы в ближайшее время, что затруднительно из-за отсутствия согласия между политическими партиями по поводу избирательного закона и избирательной комиссии – в дополнение к тому, что подготовка к новым выборам требует в Ираке длительных усилий. Правительство Кадими смогло сформировать досрочные выборы примерно через 15 месяцев после своего формирования.
Третий вариант – временное правительство. Но его власть, скорее всего, будет нестабильной, его правление будет сопровождаться беспорядками на улицах и юридическими проблемами, созданными для него усилиями различных политических сил и фракций.