Грузины выбрали Россию и деньги, а не Европу и нищету?
Многие до конца верили, что саммит Евросоюза всё же сжалится над Грузией и 24 июня 2022 года предоставит ей хоть какое-то видоизменённое подобие статуса кандидата в члены ЕС, как он это сделал в отношении Украины и Молдавии.
Тем более что накануне саммита источник РИА «Новости» говорил ему на условиях секретности: «Что можно ожидать от лидеров (стран ЕС — авт.) — что они готовы предоставить статус (Грузии. — авт.) кандидата, когда приоритетные задачи будут выполнены». Источник не сказал о приоритетах, и потому, видимо, не сложилось — Грузия пролетела.
В силе остался тезис президента Франции Эммануэля Макрона, который в Брюсселе только назвал условие предоставления Грузии статуса кандидата в ЕС: «Мы приняли решение, что статус кандидата будет предоставлен Грузии после того, как она ответит на приоритетные вопросы, которые перед ней поставила Еврокомиссия».
А об этих приоритетах в своём обзоре накануне саммита ЕС хорошо сказал Центр изучения европейской политики (CEPS): «Грузия — это парадокс. С одной стороны, реализация экономической части Соглашения об ассоциации (СА) и углублённой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA) с ЕС впечатляет. В этом отношении она превзошла не только Украину и Молдову, но и некоторые страны-кандидаты на Западных Балканах… С другой стороны, её политический режим в течение многих лет противоречил фундаментальным ценностям ЕС в отношении функционирования демократических институтов и верховенства права. В основе проблем лежит концентрация эффективной политической власти в руках неизбираемого, неподотчётного олигарха Бидзины Иванишвили, воплощающая парадигму захваченного государства».
При этом в Еврокомиссии, которая рекомендовала дать статус Украине и Молдавии, но не Грузии, и в Европейском совете, похоже, вспомнили и то, как буквально в прошлом году они вынуждены были вмешиваться в урегулирование политической ситуации в Грузии, вызванной противостоянием власти правящей партией «Грузинская мечта» и оппозиции, координируемой «Единым национальным движением» («ЕНД») экс-президента Михо Саакашвили. Тогда решили провести досрочные парламентские выборы, но на них, а потом и на местных победу вновь одержала «Грузинская мечта», основанная именно указанным выше олигархом Бидзиной Иванишвили.
А главная претензия к Иванишвили в том, что он — «пророссийский» и хочет торговать и сотрудничать с Россией, видя в ней и партнёра, и рынок сбыта для грузинской продукции. Главный же маркер ЕС «свой — чужой» в отношении оппозиции сводится к тому, что она, оппозиция, — русофобская, а значит, «своя».
И вот Грузию демонстративно наказывали, а её оппозицию стимулировали на новые более ожесточённые протесты. В правящей партии «Грузинская мечта» чётко спрогнозировали, что отказ дать Грузии статус кандидата в ЕС может стать поводом для начала беспорядков в стране. И не ошиблись. Уже 20 июня состоялся первый массовый митинг объединённой оппозиции, на котором выработалась общая платформа — «За европейский выбор» (ЗЕВ). Платформа зиждется на двух требованиях: «деолигархизации» (убрать Иванишвили) и «деполяризации» (преодоления поляризации общества на сторонников власти и оппозиции путём передачи самой этой власти оппозиционерам). Без последнего — никак, иначе развитие по украинскому сценарию, вплоть до госпереворота. И повод — отказ подтвердить «евровыбор» Грузии. Председатель оппозиционной партии «ЕДН» Никанор Мелия заранее заявил, что за европровал «вся ответственность будет возложена на власти, не выполнившие последнюю резолюцию Европарламента». И под шумок потребовал перевести осуждённого на шесть лет заключения Саакашвили на лечение в Европу и немедленно освободить из заключения основателя оппозиционной телекомпании «Главный канал» Ники Гварамию (был приговорён к 3,5 годам за финансовые махинации).
Для раскачки ситуации оппозиция опять требует досрочных парламентских выборов и смены правительства «Грузинской мечты» под руководством Ираклия Гарибашвили. Его обвиняют в том, что оно нарушило Конституцию Грузии, где записано, что обеспечивать европуть — это задача власти. И самое интересное — оппозицию по-разному поддержали и бывший президент Грузии Георгий Маргвелашвили, и даже нынешний Саломе Зурабишвили.
Первый передал главе представительства ЕС Карлу Харцелю письмо с призывом предоставить Грузии статус кандидата в ЕС, и под документом поставили подписи Саакашвили, бывшие председатели парламента Акакий Асатиани, Нино Бурджанадзе, Давид Бакрадзе и Давид Усупашвили. Маргвелашвили рассказал журналистам: «Содержание письма следующее — мы согласны с требованиями Еврокомиссии, целесообразностью их выполнения, но в связи со сложной ситуацией и вызовами в регионе просим не расформировывать тройку — Украина, Молдавия, Грузия. Дайте нам статус кандидата и оставьте требования для последующего выполнения».
Зурабишвили оппо-письмо не подписала, но тоже в свою очередь, записала и распространила в соцсетях видеообращение к европейским лидерам, в котором выразила благодарность за поддержку страны в процессе евроинтеграции и призвала их поддержать Грузию в процессе предоставления статуса кандидата в ЕС. «Грузии необходимо предпринять ряд шагов, чтобы получить статус кандидата на вступление в Евросоюз. Хочу всех попросить быть мобилизованными. Это очень важный и исторический момент для нашей страны. Мы все дождёмся решения, которое даст нам новый шанс для дальнейшего развития», — сказала Зурабишвили. А потом и признала право оппозиции на смену власти, если та не справляется. То есть тоже возложила ответственность за провал на саммите ЕС на «Грузинскую мечту» и власть.
Власти Грузии из «Грузинской мечты», как ни странно, повели себя сдержанно и грамотно, ни на йоту не отступая от выбранного курса на сотрудничество с Россией. Эта грузинская власть, как известно, отказалась играть по последним правилам Запада и поддерживать все антироссийские санкции. Ибо в России для современной Грузии — перспектива сотрудничества и деньги. И для страны, и для рядовых грузин. Этим «Грузинская мечта» и навлекла на себя негодование Запада и, не исключено, отказ предоставить статус кандидата в члены ЕС. Так прямо ей в ЕС не сказали, но, как видим, все претензии оппозиции — именно об этом. Это наказание Грузии за пророссийский курс, и отвечать должна власть. Несмотря на то, что ЕС никакого экономического процветания даже не обещал.
Председатель правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе, его коллеги бывший и действующий спикеры парламента от этой партии — Арчил Талквадзе и Шалва Папуашвили письмо Маргвелашвили тоже не подписали. «Грузия многие годы ждала официального признания Еврокомиссией европейской перспективы. Мы рады, что Еврокомиссия официально признала эту перспективу и предложила конкретный путеводитель для получения статуса кандидата», — сдержанно прокомментировал последние события лидер «Мечты» Кабахидзе.
А глава правительства Грузии Гарибашвили фактически отверг повод для получения европерспективы в виде войны с Россией (по этому пути пошла Украина) и заявил, как государственный деятель, а не политик-конъюнктурщик: «Если статус (кандидата в члены ЕС — авт.) определяется войной, мы не хотим войны. Мы требуем заслуженного статуса».
В Тбилиси как считали, так и считают, что Грузия больше заслуживает статуса кандидата, чем Украина или Молдавия. Ещё совсем недавно так многие считали и в Европе, ставя Тбилиси в пример Киеву и Кишинёву. Например, Молдавию тоже обвиняли в том, что она — «захваченное государство»: её фактическим «хозяином» до 2019 года назывался олигарх Влад Плахотнюк. Потом Плахотнюка изгнали, а теперь на первое место вышла политическая целесообразность и тактический расчёт в войне коллективного Запада против России.
Вечером, 24 июня, гражданские активисты из оппозиционного движения «Сирцхвилиа» («Это позор») планируют продолжить протесты «Грузия без олигархического управления!», начатые в понедельник, 20 июня, под лозунгом «Домой, в Европу». К акции «Сирцхвилиа» планируют присоединиться студенты из 15 университетов Грузии, чьи представители уже огласили манифест, в котором сказано, что грузинские студенты «выбирают Европу, свободу слова, европейской образование, независимый суд и страну, свободную от олигархии и коррупции». В это же день, 24 июня, планируют создать новое общественное движение «Домой, в Европу», которое и возглавит массовые акции неповиновения во всех регионах Грузии. «Волна ненасильственного сопротивления снесёт всех, кто будет мешать нашей стране на пути в Европу», — уже предупреждают демонстранты.
И властям Грузии реально есть чего опасаться. Им противостоят опытные кадры, прошедшие обкатку в «революции роз» 2003 года, а потом в двух майданах на Украине — в 2004 и 2014 годах. Их герои даже поработали в руководстве Украины после госпереворота 2014 года. Сейчас политический бумеранг, запущенный в Киев, опять вернулся в Грузию.