Совместные климатические проекты сблизят Россию и Китай
Перспективы «зеленых» проектов стали в нашей стране загадочной темой, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов, добавив, что первоначально они были заточены под сотрудничество с ЕС.
Перспективы климатической повестки в РФ пока непонятныКитай может реализовать климатическую политику
На двадцать пятом Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) прошла дискуссионная панель «Поворот на Восток 3.0: азиатский вектор в экономике», на которой эксперт в области изменения климата Владимир Лукин озвучил российские риски.
Потенциал азиатских стран по декарбонизации ниже европейского, на них приходится чуть более трети выбросов CO2, а основная масса принадлежит Китаю.
«Результаты декарбонизации будут зависеть от Китая», – утверждает Лукин.
Присутствуют значительные различия между китайской и европейской климатическими повестками: если в ЕС данный тренд объясняется энергетикой – европейцы рассчитывают с помощью него отказаться от импортозависимости, в первую очередь от РФ, – то в основе китайской стратегии лежат другие вещи.
Базисами для Китая являются уровень жизни и развитие экономики.
«В России существуют две иллюзии по Китаю: первая, что там все спокойно в плане климата, вторая, что наш углеродный рынок будет спокойно интегрирован в китайский и вообще нас там ждут одни пряники», – отмечает Лукин.
Китай может выдвинуть РФ углеродные требования
Однако углеродные рынки не демонстрируют особого стремления к интеграции: это можно наблюдать только на примере соглашения США и Канады, а также в Евросоюзе.
В других странах данные процессы идут самостоятельно, а европейцы вычурно пытаются извлечь из этого института прибыль, планируя различные тарифы и налоги на энергетический экспорт из России и других стран мира.
Аналогичные решения возможны в Китае, и данный момент нужно учитывать.
Перспективы климатической политики в РФ неясны«Перспективы “зеленой” повестки являются загадочной историей. Одним из главных доводов в пользу продолжения данного тренда в России является тезис, что Китай и Индия находятся в русле глобального энергетического перехода. На этом основании делается вывод: если мы сегодня откажемся от углеродной повестки, то не сможем продавать на индийский и китайский рынки российские энергоресурсы», – заключает Перов.
До февральских событий мы планировали интегрироваться в западную климатическую политику и продавать в ЕС созданный за счет переработки газа «голубой» водород и дешевые углеродные единицы, которые в РФ можно создавать за счет лесных проектов.
Климатическая политика остается трендом
После введения новых антироссийских санкций данный путь для нас закрыт, и теперь наша страна вынуждена корректировать стратегию.
«В случае Индии важна не только нефть, но и продукция металлургической отрасли, но я полагаю, что Китай вряд ли пойдет на реализацию жесткой климатической повестки даже ради сохранения европейского рынка», – констатирует Перов.
Европейцы собираются ввести CBAM (EU Carbon Border Adjustment), с помощью которого они планируют достичь климатических целей путем регулирования международной торговли.
Основным его объектом станут ввозимые в Евросоюз товары, на которые будут вводиться пошлины в случае, если они произведены в странах, где нет климатической политики и существуют большие выбросы CO2.
Изначально в качестве основных объектов давления предполагались Россия и Китай.
Кооперация с Китаем возможна«По всей видимости, Китай с помощью РФ займется “гринвошингом”: Пекин, кооперируясь с Москвой, будет делать вид, что сокращает углеродный след своей продукции, облегчая себе работу на европейском рынке», – резюмирует Перов.
Конкретный механизм непонятен, но в Китае такие поползновения есть.
Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов«Сегодня по большому счету не до климатической повестки, но в нашей стране эту тему продолжают активно раскручивать. Едва ли не главным доводом здесь является то, что Китай пойдет по тому же пути, что и европейцы», – заключает Перов.
Только это сомнительно: Китай известен тем, что сокращал выбросы CO2 сугубо на бумаге.
«Будет странно реализовывать климатическую повестку на основании тезиса, что иначе китайцы не будут закупать у нас продукцию. Перспективна другая схема, когда китайцы закупают “климатически нейтральную” продукцию в РФ и отчитываются этим перед ЕС при продаже продукции более высокого передела», – констатирует Перов.
От климатических проектов РФ не откажется, но цели здесь нужно ставить реальные.
Дмитрий Сикорский