Иран хочет изменить отношения с Индией
Глава МИД Ирана посетил Индию с целью улучшения отношений.
Во время визита в Нью-Дели министр иностранных дел Ирана обсудил с премьер-министром Индии Нарендрой Моди модернизацию двусторонних отношений, в том числе по вопросам торговли энергоресурсами, порта Чабахар и региональной связи.
Министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиан посетил Нью-Дели 8-10 июня, где встретился со своим индийским коллегой Субрахманьямом Джайшанкаром, премьер-министром Нарендрой Моди и советником по национальной безопасности Аджитом Кумаром Довалом. Учитывая, что переговоры проходили на самом высоком уровне, это выглядело как попытка перезагрузить индийско-иранские отношения.
Пытаясь создать партнерство широкого спектра, Амир-Абдоллахиан заговорил о разработке «дорожной карты для долгосрочного сотрудничества между двумя странами». Рассматривая ряд ключевых вопросов, таких как торговля энергоносителями, развитие порта Чабахар и расширение региональных связей, Моди выразил надежду на улучшение двусторонних отношений.
Оценивая статус индийско-иранских связей, европейский дипломат, работающий в Исламабаде, сказал Al-Monitor: «Визит Амира Абдоллахиана в Дели следует рассматривать в контексте более широких событий, потенциально влияющих на отношения между двумя странами».
Выступая на условиях анонимности, он сказал: «Несмотря на взлеты и падения в последние годы по таким вопросам, как Чабахар, железнодорожная линия, соединяющая его с Захеданом в иранской провинции Систан-Белуджистан, газовое месторождение Фарзад-Б и импорт Индией иранской нефти – в основном из-за внешних переменных [санкции США против Ирана] – Тегеран и Нью-Дели понимают, что все еще есть области, над которыми нужно работать».
В основном, сотрудничество искали в этих секторах.
Во-первых, поскольку переговоры о возобновлении сделки по Совместному всеобъемлющему плану действий – Ядерной сделке (JCPOA) не принесли результатов, Тегеран начал работать над запасными планами продолжения торговли в условиях санкций. Согласно сообщениям, переговоры между Амир-Абдоллахианом и высшим руководством Индии были сосредоточены на энергетике, при этом «особое внимание» уделялось имеющимся в Иране мощностям в области нефти, нефтепродуктов и газа.
Раньше Иран удовлетворял 10% потребностей Индии в нефти, но с мая 2019 года Дели прекратил весь импорт нефти из этой страны из-за санкций США. Однако сейчас Нью-Дели импортирует нефть и оружие из России, несмотря на то, что Москва также попала под санкции. Следовательно, Иран также может попросить Индию покупать его сырую нефть таким же образом, как она импортирует нефть из России.
Дипломат отметил: «Поскольку Тегеран понимает, что возродить JCPOA (Ядерная сделка– снятие с Ирана американских санкций в обмен на его отказ от программы обогащения урана – создания ядерного оружия, – прим.) будет трудно – если не невозможно – и санкции США не только сохранятся, но и, возможно, будут расширены, он с интересом смотрит на индийскую «стратегическую автономию» – на то, что Индия продолжает импортировать нефть из России, несмотря на введенные против Москвы санкции». Более того, со стороны Ирана есть надежда, что возможное изменение подхода Индии к санкциям США – возобновление импорта иранской нефти – побудит другие страны пойти по тому же пути».
Не слишком оптимистично оценивая возобновление торговли нефтью с Нью-Дели, АшокСвейн, профессор Центра исследований мира и конфликтов в Уппсальском университете в Швеции, сказал Al-Monitor: «Индия очень заинтересована в покупке дешевой нефти из Ирана, но это выглядит очень маловероятным из-за продолжающихся [американских] санкций против Ирана. Соединенные Штаты и Иран не смогли пересмотреть ядерную сделку, и есть все признаки того, что отношения Ирана с Соединенными Штатами ухудшатся. Кроме того, укрепление отношений Ирана с Китаем и Россией также ставит его в другой лагерь, в то время, когда Индия изо всех сил пытается выстроить отношения с Соединенными Штатами в сфере безопасности».
Во-вторых, поскольку торговля с Ираном будет означать обход санкций США, обе стороны изучили признанные легальные пути и средства обхода банковской системы Swift, такие как бартерная торговля или расчеты по торговым сделкам в индийской рупии. Для этого будет разработан новый банковский механизм, и Тегеран уже ввел подобные меры почти с десятком стран.
На мероприятии во Всемирном торговом центре Амир-Абдоллахиан сказал: «Вчера мы обсуждали с индийскими высокопоставленными чиновниками особую необходимость создания специального банковского механизма… Есть «широкие возможности» для Индии и Ирана независимо от «односторонних санкций» Соединенных Штатов, которые не продлятся долго».
В-третьих, появились новые возможности для сотрудничества между Ираном, Индией и Афганистаном. Когда в августе 2021 года к власти пришли талибы, посольство Индии в Кабуле было закрыто, поскольку Нью-Дели встал на сторону уходящей афганской администрации. Однако в прошлом месяце Кабул посетила индийская делегация, и теперь возобновление застопорившихся инфраструктурных проектов, как и возобновление дипломатических связей, представляются возможными.
Оценивая это развитие событий, дипломат сказал: «Афганистан, Тегеран и Нью-Дели теперь имеют возможность сближения после недавних контактов между официальными лицами Индии и Талибаном, поскольку Нью-Дели рассматривает Иран как жизнеспособный маршрут в Афганистан. В среднесрочной перспективе Иран продолжит поддерживать региональный подход по отношению к талибам, поскольку есть некоторые вопросы, которые необходимо прояснить с ними, начиная с предполагаемого «недостатка инклюзивности» нынешней власти в Кабуле».
С 2016 года существует трехстороннее соглашение между Тегераном, Кабулом и Нью-Дели, а глава железных дорог Ирана недавно провел встречу с главой железных дорог Афганистана, чтобы обсудить возобновление маршрута Хаф-Герат.
Наконец, Иран и Индия подтвердили свою приверженность развитию порта Чабахар в качестве регионального транзитного узла. Хотя порт был избавлен от санкций США, Индия не смогла завершить строительство вовремя. Указав на «вялые» темпы работ, Амир-Абдоллахиан заметил, что порт обладает огромным потенциалом для расширения торгово-экономических связей.
В ответ Джайшанкар сказал, что потребуются совместные усилия для расширения еще нескольких транзитных маршрутов и региональных коридоров. Обе стороны решили, что необходимо «ускорить» инвестиции в Чабахар. Если Международный транспортный коридор Север-Юг (INSTC), соединяющий Индию, Иран, Афганистан и Россию с Центральной Азией, будет полностью запущен, он предоставит Нью-Дели альтернативный маршрут, поскольку он не пересекает Пакистан по суше.
Тем не менее, добавил дипломат, «полный потенциал INSTC будет реализован только в том случае, если [американские] санкции с Ирана будут сняты, а порт Чабахар станет стратегическим приобретением для Индии благодаря китайским инвестициям в Гвадар». Однако Тегеран неоднократно уклонялся от придания Чабахару стратегического значения, заявляя о готовности открыть двери для его будущего развития и другим странам, включая Китай и Пакистан».
Не очень надеясь на прогресс Чабахара, Свейн отметил: «Продолжение режима санкций в отношении Ирана также лишает всякой надежды на возрождение проекта порта Чабахар. В целом, визит министра иностранных дел Ирана в Нью-Дели не принесет никаких чудес и не улучшит индийско-иранские отношения. С другой стороны, глобальная политика, скорее всего, подвергнет отношения между этими двумя странами серьезному испытанию».
Тем временем государственная судоходная компания Ирана начала перевозку российских товаров в Индию, используя этот торговый коридор.
Говоря о расхождениях между двумя странами, он заключил: «Индия уже некоторое время пытается сохранить баланс между отношениями с Израилем и отношениями с Ираном. Визит министра иностранных дел Ирана в Индию состоялся всего через неделю после визита министра обороны Израиля. Однако отношения между Индией и Ираном сталкиваются с многочисленными проблемами, и надежд на их улучшение в ближайшем будущем очень мало».