Американская «Georgia»: «мечта» Иванишвили сломалась, несите «мечту» Гахария
23 июня в Сенате США прошли чрезвычайные слушания по вопросу о кризисной ситуации в Грузии, на которых для официального Тбилиси и его противников в оппозиционной среде было сделано несколько коротких, но многозначительных заявлений.
Американские законодатели выражали тревогу в связи с тем, что в «партнерской» им Грузии отмечаются крайне недемократические процессы, в результате которых страна может потерять шанс вступления в евроструктуры.
Сенатор Джим Риш особую ответственность за сложившуюся в Грузии ситуацию возложил на правящую партию и подчеркнул, что «этот конфликт наносит урон демократии и открывает двери Москве».
«Наш посол Келли Дегнан работает, чтобы упростить переговоры. Если сейчас не будет работать демократия в Грузии, я не знаю, когда она заработает. Грузия не должна потерять шанс интеграции в евроструктуры», ― заявил Риш.
А присутствовавшая на слушаниях представитель Госдепа Кара Макдональд призвала оппозицию занять места в парламенте, чтобы в сотрудничестве с правящей партией реформировать избирательное законодательство так, как рекомендует БДИПЧ/ОБСЕ в своем отчете по выборам 2020 года в Грузии.
О том, что оппозиции следует занять места в парламенте, говорил и представитель Госдепа Джордж Кент. Он предупредил, что Грузия в результате нынешнего кризиса может свернуть с пути, который «выбрал грузинский народ».
«Интеграция с Западом ― это путь, полный вызовов, и он предусматривает обязательства по защите единых ценностей, демократических норм. Политические лидеры Грузии и другие силы должны работать над урегулированием этого кризиса. Безуспешность переговоров подрывает западные устремления Грузии», ― подчеркнул Кент.
Сенатор Джин Шахин продолжила тему России и той «выгоды», которую она может почерпнуть от кризиса в Грузии, и предупредила об этом грузинских политиков. Она же вступилась за посаженного в тюрьму председателя оппозиционной партии «Единое национальное движение» Нику Мелия.
«Россия получает выгоду от хаоса. Каждый день, проведенный членами оппозиции в тюрьме, это победа России. Каждый день, когда парламент Грузии пуст, это победа России. Поэтому сегодня я призываю обе стороны отложить краткосрочные политические интересы и позаботиться об усилении и сохранении грузинской демократии», ― заявила Шахин.
Такие «дипломатичные» и двусмысленные заявления создали грузинским политикам широкое поле для самых противоречивых и многозначительных комментариев. Каждая партия нашла в словах американских «учителей и кураторов» подтверждение верности собственной позиции и призвала противоположную сторону «взяться за ум» и выполнить указания «заокеанского партнера».
В правящей партии «Грузинская мечта» заявили, что американцы «надрали и выкрутили уши» оппозиции. На такой комментарий оппозиционные политики ответили, что в действительности американские сенаторы «надрали уши» нынешней власти Грузии. А председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе откликнулся на призывы законодателей из США в соцсети Twitter и выразил сенату благодарность за высказанную во время заседания «двухпартийную поддержку», заверив, что Грузия была и остается «надежным партнером Запада».
А кризис в Грузии тем временем продолжается, и ни одна из сторон, несмотря на заокеанские призывы, предупреждения, выговоры и увещевания, на уступки второй идти не собирается. Во всяком случае, пока. Как выразился один, казалось бы, далекий от политики, но остро чувствующий всю абсурдность нынешней ситуации на политической арене Грузии «обыватель» – пользователь соцсетей, «одни выстроились здесь, другие там, и оба ревностно пытаются доказать Западу свою рабскую преданность».
Кризис в Грузии начался не вчера и не после нынешних выборов. В таком критическом, полукритическом или суперкритическом состоянии страна пребывает уже долгие 30 с лишним лет. Авторитарное правление каждого нового лидера заканчивается то войной, то революцией, то «мирной передачей власти», сопровождаемой довольно немирными локальными столкновениями и острым противостоянием. А народ все ждет справедливой и заботящейся об интересах страны политической силы, которая сумеет все поставить на свои места: экономику, образование, промышленность, политику, отношения с соседями. Которая будет развивать инфраструктуру так, чтобы это не наносило вреда населению и чтобы строительство новой дороги, жилого комплекса, торгово-развлекательного центра или гидроэлектростанции не приводило к катастрофическим для жителей прилегающих территорий последствиям.
Причиной нынешнего кризиса в Грузии формально стали парламентские выборы 2020 года. Оппозиция, которая объединилась вокруг партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», надеялась, что после восьми лет непрерывного правления «Грузинская мечта» уступит наконец бразды как минимум оппозиционной коалиции. И многократно видоизмененная Конституция Грузии давала такую возможность: в парламент проходили все преодолевшие один процент избирательный барьер партии, а сформировать однопартийное правительство могла лишь партия, которая преодолеет 40-процентный порог. Но «мечта» уступать не стала и выложила такие результаты выборов, которые обеспечили ей «третий срок». С тех пор оппозиция, пока еще безуспешно, пытается положить конец третьему сроку правления «мечты». Несколько раз за последние пять месяцев оппоненты нынешней власти анонсировали «масштабные митинги», но собирали в центре Тбилиси лишь несколько тысяч свезенных со всех регионов своих активистов и «сторонников», большая часть которых приезжала в столицу «подзаработать». У здания парламента Грузии и сегодня разбит палаточный городок, в котором, несмотря на комендантский час, днем и ночью дежурят «активисты», большей частью напоминающие лиц без определенного места жительства. А объединенная вокруг «Единого национального движения» оппозиция готовится к новой «масштабной акции», которую назначила на 15 мая.
Несмотря на то что парламентские выборы 31 октября 2020 года в целом большинство международных наблюдателей признали «демократичными», хотя и проведенными с отдельными «погрешностями», входить в парламент, не имея возможности сформировать свое правительство и взять власть в свои руки, оппозиция не собирается.
Правящей «Грузинской мечте» работать в таких условиях некомфортно. Тем более, что партия осталась без формального лидера: учредитель «мечты» олигарх Бидзина Иванишвили вскоре после выборов ушел из политики во второй и, как он пообещал, последний раз. Заверил своих сторонников, что его «мечте» ближайшие четыре года ничего не грозит. Пожурил оппозицию за то, что она неконструктивна и недееспособна. И предсказал, что за эти четыре года на политической арене появится новая конструктивная и эффективная оппозиционная сила, которая придет на смену «Грузинской мечте».
В то, что Иванишвили окончательно ушел из политики и отстранился от управления страной, в Грузии не поверили многие, особенно его оппоненты, которые до сих пор за каждым шагом нынешней власти видят согласованные с олигархом решения.
А несколько дней назад символичное и подтверждающее предсказание Иванишвили заявление сделал бывший премьер-министр Грузии Георгий Гахария.
В отставку Гахария ушел неожиданно, объяснив свое решение несогласием с остальной правящей командой в вопросе ареста Ники Мелия. Пояснил, что «все знают, что из себя представляет Мелия», но подчеркнул, что убедить коллег в правильности своей позиции не сумел. А потому решил уйти с поста премьера. Его правопреемник на посту главы правительства Ираклий Гарибашвили арестовал Мелию на следующий день после утверждения парламентом нового кабинета министров. Напомним, что Мелия обвинялся в организации попытки захвата здания парламента Грузии во время событий 20–21 июня в Тбилиси. По требованию прокуратуры он дважды был лишен депутатского мандата (в парламенте 9-го, а затем и в парламенте 10-го созыва) и привлечен к уголовной ответственности. Был задержан, а затем освобожден под залог с обязательством ношения электронного браслета. Но во время одной из акций в ноябре прошлого года демонстративно сорвал с руки браслет и вызывающе заявил, что никто арестовать его за это не посмеет. Суд назначил «бунтарю» выплату залога, но и от исполнения этого решения оппозиционер отказался, после чего суд вынес решение о заключении его под стражу.
Уход Гахарии на первых порах поднял его рейтинг, в том числе среди сторонников оппозиции. Предполагали даже, что это был искренний протест на фоне того давления, которое на правительство Грузии и самого Гахарию при принятии решений оказывал «неформальный правитель Иванишвили». Небезосновательно полагали, что отставной премьер навсегда не ушел и обязательно вернется с новой политической силой. И он вернулся, правда, пока лишь с заявлением. Но успел разочаровать не только оппонентов, но и некоторых своих сторонников.
«Несмотря на то что ходило много разных слухов, я никуда уезжать не собираюсь. Более того, и из политики не уйду. Реально, мы следуем нашим планам, нашей повестке дня, что даст нам возможность в ближайший период все детально вам рассказать», ― заявил Гахария «неожиданно» заставшим его у дома в пригороде Тбилиси журналистам грузинских телекомпаний.
А затем страница в соцсети Facebook, которая ранее называлась «Иванишвили и медиа», изменила название на «Гахария и медиа». Первое время даже обложка оставалась старой, но потом ее заменили.
Замысел учредителя «Грузинской мечты» оказался, таким образом, на поверхности. Если в стране не появляется «третья сила», то ее нужно создать. И выбор пал на отставного премьера. На этом фоне сегодня даже отставка Гахарии кажется частью составленного в условиях политического кризиса единого плана по спасению «мечты». Вопрос в том, насколько справится с этой ролью сам Гахария и насколько появление «третьей силы» в роли будущего правителя устроит западных партнеров Грузии.
Ирина Инашвили