Китай спускает на воду свой первый сверхавианосец
Type-003 Fujian знаменует собой переход возможностей ВМС Китая от регионального к глобальному проецированию сил. Китай спустил на воду свой первый «суперкар» во время короткой и торжественной церемонии 17 июня на верфи Цзяннань в Шанхае, что стало важной вехой в росте его военно-морской мощи. Авианосец должен был быть спущен на воду 23 апреля, но задержки с поставками критически важных компонентов и карантин сотрудников по COVID-19 помешали прогрессу.
Новый авианосец с обычным двигателем, названный Type-003 Fujian, по оценкам, будет иметь водоизмещение от 85 000 до 100 000 тонн и нести от 50 до 70 самолетов. Это делает его первым неамериканским авианосцем, который конкурирует с кораблями класса Ford и Nimitz ВМС США по размеру и водоизмещению. Первый китайский суперавианосец значительно расширит и укрепит возможности китайского военно-морского флота от региональной до частичной глобальной силы.
Type-003 Fujian — это первый авианосец, разработанный и построенный внутри Китая, с электромагнитной системой запуска (EMALS), что является огромным шагом вперед по сравнению с его предыдущими носителями. Предыдущие китайские авианосцы использовали лыжную рампу, которая ограничивала типы самолетов, которые они могли запускать, а также топливо и вооружение. Технология EMALS также считается преимуществом по сравнению с традиционными паровыми катапультами, которые забирают перегретый пар из корабельной силовой установки для запуска самолетов.
Система EMALS использует мощные электромагниты для достижения той же цели, что позволяет ей запускать дополнительно и более тяжелые типы самолетов и делать это быстрее. Эти самолеты могут включать улучшенные варианты J-15B, морские версии J-20 и FC-31, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) KJ-600 и беспилотники. Также говорят, что EMALS бережнее относится к планерам, что позволяет Китаю проецировать военно-морскую мощь на гораздо большие расстояния. Более того, эффективным действиям нового китайского авианосца в значительной степени будут способствовать достижения Китая в других областях военных технологий, таких как истребители, беспилотники, корабли тылового обеспечения и военно-морские средства.
Новый авианосец считается переходной конструкцией между авианосцами Тип-001 и Тип-002 с обычными двигателями, с одной стороны, и планируемым четвертым «сверхавианосцем» с ядерной силовой установкой. В феврале 2018 года Китайская государственная судостроительная корпорация (CSSC) заявила, что приступила к разработке атомного авианосца, который поможет ВМС НОАК «к 2025 году реализовать свою стратегическую трансформацию и боевую готовность в глубоководных районах и открытом океане». Таким образом, Type-003 Fujian с обычным двигателем и системой EMALS выглядит промежуточным звеном между Type-001 Liaoning и Type-002 Shandong и ядерным авианосцем номер четыре, оснащенным системой EMALS.
Type-003 Fujian также может включать в себя элементы предыдущих приобретений китайских авиаперевозчиков. В 1985 году Китай приобрел у Австралии списанный легкий авианосец HMAS Melbourne. В то время как корабль был предназначен для утилизации, Китай проявил особый интерес к его катапультам, страховочным тросам и авиационным лифтам, а его кабина экипажа была демонтирована и размещена на берегу в качестве учебного центра для посадки на палубу китайских пилотов. Сообщается, что HMAS Melbourne все еще существовал в 1994 году и не был списан до 2002 года. Новый авианосец также значительно отличается от двух предыдущих проектов китайских авианосцев, которые были основаны на советских кораблях типа «Адмирал Кузнецов».
Первый китайский авианосец Тип-001 Liaoning начал свою жизнь как «Варяг» на вооружении СССР, но так и не был достроен из-за распада Советского Союза. Китай приобрел недостроенный скиталец в 1998 году, тщательно изучил его и продолжил работу над ним, а в 2012 году, наконец, сдал его в эксплуатацию. Второй авианосец страны, Type-002 Shandong, был основан на Type-001 Liaoning, но с существенными улучшениями, такими как увеличенное авиакрыло и улучшенные радары. Вполне вероятно, что уроки, извлеченные из завершения Type-001 Liaoning и создания Type-002, помогли в строительстве Type-003 Fujian, строительство которого началось в 2015 году.
Хотя Китай, возможно, может сравниться с США по количеству авианосцев, учитывая, что он является крупнейшей в мире судостроительной страной, Китаю еще предстоит пройти долгий путь в освоении авианосных операций, поскольку США имеют более чем столетний опыт эксплуатации этих передовых военных кораблей. Тем не менее, у Китая может быть меньший срок обучения, поскольку он может полагаться на данные и наблюдения за операциями авиаперевозчиков США и других стран, поэтому ему не нужно следовать утомительному подходу проб и ошибок, используемому пионерами перевозчиков, такими как США.
Китай приступил к реализации агрессивной программы военно-морского судостроения, в рамках которой к 2035 году будет построено шесть боевых авианосных групп, что свидетельствует о глобальном расширении его интересов в области безопасности, его готовности бросить вызов давнему доминированию США в Тихом океане и его усилиях по сохранению жизнеспособности военного варианта против Тайваня. Кроме того, его усилия по приобретению новых судов обусловлены бюрократическими, националистическими и стратегическими факторами. В бюрократическом плане появление китайской авианосной программы может указывать на растущее влияние китайского флота во внутренних политических кругах Китая и в Центральном военном совете. Запуск Type-003 Fujian, возможно, подтвердил почетное место китайского военно-морского флота и углубление покровительства в политической системе Китая над другими родами войск Китая.
Национализм также является движущей силой программы Китая, поскольку авианосцы являются мощными символами национальной мощи, а обладание этими мощными военными кораблями исторически было ограничено великими державами. Таким образом, Китай стремится войти в элитный клуб крупных военно-морских держав, эксплуатирующих авианосцы. Развивающаяся военно-морская стратегия Китая также дает импульс его авианосной программе. К 2050 году Китай стремится стать мировой военно-морской державой с военно-морским флотом, действующим наравне с американским. До сих пор темпы военно-морского судостроения Китая не отставали от этого графика. В настоящее время страна обладает крупнейшим в мире военно-морским флотом по численности, но США по-прежнему удерживают лидерство по тоннажу.
ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА