Британия против всех

Британия против всех
В последнее время британская пресса много и с охотой пишет про украинский кризис, причём не столько об Украине и украинцах, сколько о глобальном противостоянии с Россией, в рамках которого судьба незалежной всего лишь незначительный эпизод. И даже когда они пытаются размышлять об Украине, то делают это всё равно через призму «Большой игры».

Так, на днях в местных СМИ стали разгонять тему, что переговоры по разделу Украины (так они называют процесс мирного урегулирования конфликта) станут прецедентом или даже пробным шаром на пути к большому переделу всей Восточной Европы.

И даже солидная The Guardian вышла с тревожным материалом о слабости восточного фронта НАТО, особенно на прибалтийском направлении. Как пишут журналисты издания, в британской службе внешней разведки Ми-6 якобы просчитали, что в случае военного конфликта России понадобится примерно три дня на занятие столиц всех трёх стран — Таллина, Риги и Вильнюса.

И несмотря на то, что сейчас на территории Латвии, Литвы и Эстонии уже расквартировано 5000 солдат НАТО, для их реальной защиты Альянс будет вынужден организовать военную спецоперацию, сравнимую по масштабам со знаменитой операцией Оверлорд, во время проведения которой войска союзников высадились в Нормандии летом 1944 года.

При этом общая тональность всех публикаций не столько предостерегающая, сколько воинственная, мол, даёшь второй антироссийский фронт. Тем более, что по замыслу Лондона первыми на помощь прибалтам должны выступить немцы и французы. А их, судя по всему, поданным Её Величества, совершенно не жаль.

При этом, сами вышеозначенные «добровольцы» класть голову на плаху под бравурные британские марши желанием не горят, и даже во время недавней очной встречи с президентом США Байденом в рамках саммита «Большой семёрки» канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что Германия остаётся приверженцем дипломатического пути решения украинского кризиса.

Более того, Байден поддержал Шольца, отметив, что США и Германия солидарны во мнении о необходимости добиться дипломатического урегулирования конфликта на Украине.

Но такой расклад Британию совершенно не устраивает. Она изо всех сил требует войны до победного конца, уверяя своих союзников, что любая уступка Путину дорого обойдётся всему коллективному Западу. Вот лишь несколько выдержек из выступлений премьер-министра Соединённого Королевства Бориса Джонсона, произнесённых им за последние пару дней:

«Если Путин добьётся своего на Украине, это будет долгосрочной экономической катастрофой».

«Великобритания будет и дальше поддерживать Украину на каждом шагу, потому что мы знаем, что их безопасность — это наша безопасность, а их свобода — это наша свобода».

«Любая попытка урегулировать конфликт на Украине приведёт лишь к ухудшению ситуации в мире».

На последнюю цитату, сказанную, кстати, во время беседы Джонсона с президентом Франции Макроном, обратила внимание официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

«Лучшее объяснение того, что такое „британский политический юмор‟ — мрачно, неостроумно и очень пошло. Вначале вы отказываетесь верить, что столь чудовищные заявления в принципе возможны, но потом воспоминаете, что речь о режиме „либерально-демократической монархии‟, и всё становится на свои места», — отметила дипломат в своём тг-канале.

С чем же связана такая откровенно ястребиная позиция Лондона, выделяющаяся каким-то оголтелым экстремизмом не только на фоне гораздо более спокойного и прагматичного настроя основных стран ЕС, но и по сравнению с общей тональностью выступлений представителей нынешней американской администрации?

Ведь одно дело хотеть «наказать Путина» и совсем другое — ради мести или удовлетворения скрытых комплексов и амбиций лезть на рожон, провоцируя открытый и возможно даже ядерный конфликт.

Почему Британия готова продолжать войну с Россией не только до последнего украинца, но, если понадобится, и до последнего европейца? Причём, самих себя они частью Европы не считают. И когда даже Генсек НАТО Столтенберг заявляет, что выход из украинского кризиса может быть найден только за столом переговоров, Джонсон, как заведённый, продолжает орать «ни шагу назад».

Было бы большой ошибкой полагать, что всё это следствие болезненной неадекватности нынешней британской политической элиты. Хотя правда, что на Джонсона, что на второго человека в его команде, главу Форин-офиса Лиз Трасс, без слёз не взглянешь, Случай клинический.

Но реальный центр принятия решений находится вовсе не на Даунинг-стрит, 10 (официальная резиденция премьер-министра Великобритании), а на соседней с ней улице Уайтхолл, где располагаются конференц-залы Кабинета министров, и в одном из них, под литерой «A», проводит заседания таинственная правительственная группа ситуационного реагирования «Кобра» (Cobra от Cabinet Office briefing room «A»).

Именно здесь формируется и формулируется вся внешняя и внутренняя политика Великобритании, и занимаются ею отнюдь не заезжие клоуны на час, а люди весьма умные, рассудительные и хорошо знающие своё дело. Так вот, вооружившись этим фактом, можно попытаться понять смысл нынешней британской игры.

Похоже, островитяне, как опытные международные игроки, тонко чувствующие конъюнктуру и понимающие, что трон под мировым гегемоном серьёзно зашатался, приняли решение вступить в борьбу за распадающееся «американское наследство». И в этой игре они непременно хотят быть первыми, потому и пытаются перехватить инициативу и раньше остальных заявить свои претензии на лидерство в западном мире. Сами же Штаты от этого явно не в восторге, поскольку никуда «уходить» не собираются.

Пока, по крайней мере, внешне, Вашингтон и Лондон действуют в унисон, но в реальности каждая сторона преследует исключительно свои интересы, которые во многом уже не совпадают. Ситуация вокруг Украины лишь один из примеров.

Весьма вероятно, что, чем сильнее будет усугубляться мировой кризис, тем более заметным станет раскол в англосаксонском лагере. В конце концов, Британская империя распалась по историческим меркам не так давно, и американскую гегемонию на британских островах до сих пор воспринимают как временное вознесение выскочки. И потому совершенно не прочь отыграть обратно и занять своё привычное место на мировой политической арене. Но для того, чтобы добиться желаемого, придётся идти ва-банк, выступая, по сути, против всех. Вот они и рискуют.
источник