Борьба с Россией, а теперь и с Белоруссией бьёт по Прибалтике бумерангом
Потери транспортно-транзитной отрасли Латвии уже стали притчей во языцех и привычным явлением, но теперь падение добралось и до Литвы. Зависимость стратегической отрасли экономики от сотрудничества с Россией и Белоруссией, при проведении антироссийской и антибелорусской политики неминуемо бьет по кошельку.
Грузооборот портов Латвии за первый квартал сократился на 8,2%. В абсолютных цифрах потери составляют более миллиона тонн.Цифры потерь, особенно по сравнению с показателями прошлого года, кажутся не очень большими.Но дело в том, что падение транзита Латвии продолжается год за годом и не прекращается даже после предыдущих потерь.
В 2020-м году грузопоток был меньше, чем в 2019-м, а в 2019-м — меньше, чем в 2018-м. В 2020 году транзит в Латвии упал на рекордные 28% по сравнению с позапрошлым годом. Порты этой прибалтийской республики уже почти полностью распрощались с российским углем: его перевалка снизилась на 99%, грубо говоря, угля больше нет.
Падают и другие виды транзита: нефтепродукты, контейнерные и насыпные грузы.Выросла только перевалка зерна. Но понятно, что этот рост временный- пока Россия не введёт в эксплуатацию свои строящиеся дополнительные мощности и не переведёт туда транзит зерна.
Сейчас вслед за Латвией вниз по показателям покатилась и «Литовская железная дорога».
Выручка железнодорожников Литвы за первый квартал этого года сократилась на 8%. Это немного, но ведь в предыдущие годы показатели «Литовской железной дороги» только росли.Дирекция дороги поговаривает об оптимизации по латвийски: там просто сократили 1500 сотрудников.
Умные люди давно твердили литовцам, что антироссийская политика будет иметь ровно такие же последствия для транзитной отрасли Литвы, как для Латвии и Эстонии.
Литва уже потеряла транзит нефтепродуктов из-за своей антибелорусской позиции. Нефтеперерабатывающая отрасль Белоруссии в принципе существует благодаря Союзному государству с Россией, которое обеспечивало поставки на белорусские НПЗ российской сырой нефти по ценам ниже рыночных.
Зарабатывать на транзите из Белоруссии и в то же время исходить ненавистью к Союзному государству и заманивать белорусов в НАТО было довольно странно.
Теперь уже неважно, будет Литва проводить антироссийскую политику и дальше, или успокоится — всё равно останется без грузов из России и Белоруссии, которые обеспечивают Литве 25% и 34% железнодорожных перевозок.
Пройдет еще несколько лет, и Литва тоже пустит с молотка рельса и колеса на металлолом, Транзит, составляющий четверть экономики Прибалтики, был сформирован для взаимодействия Литвы, Латвии и Эстонии с Россией. Нет взаимодействия — не будет и транзита.