Украина не сможет потребовать от России репарации
Ни Международный суд, ни Международный уголовный трибунал, ни Европейский суд по правам человека не могут заставить Россию выплачивать Украине репарации.
Об этом пишет The Guardian, ссылаясь на доклад британского аналитического центра Ceasefire.
В публикации говорится, что этот доклад — одно из первых подробных исследований того, как могут работать репарации для Украины. Британские аналитики впервые попытались профессионально разобраться в вопросе репарации и пришли к неутешительному для Киева выводу: в создании глобального механизма, требующего от России выплаты компенсаций Украине, «нет никакого прогресса». Невыясненным остаётся и вопрос о том, какая институция теоретически могла бы присудить России выплату репараций.
«В отчете делается вывод о том, что, по разным причинам, ни Международный суд, ни Международный уголовный трибунал, ни Европейский суд по правам человека не в состоянии в ближайшее время присудить компенсацию в объеме и масштабе, которых требует конфликт в Украине», — пишет The Guardian.
Авторы доклада полагают, что создать специальный следственный орган могла бы Генеральная Ассамблея ООН, как это было в случае с Сирией. Но учитывая, что у России есть право вето в Совбезе ООН, такая идея, как указывают эксперты, выглядит нереализуемой и развеивает надежды властей Украины на успех в подобной процедуре.
В пример также приводится Иран, который выплачивал репарации со своих нефтяных доходов.
«Направление части российских нефтяных доходов на компенсацию может, например, оказаться более выгодным для России, чем принуждение продавать свою нефть со скидкой», — говорится в докладе.
«Юридическое обязательство по выплате репараций стало бы для России тяжелым бременем. Разумеется, она не будет платить их по доброй воле. Между тем механизмы принуждения России к выплате таких репараций в настоящий момент отсутствуют», — подчеркивают в Ceasefire.
Кроме того, кака отмечают аналитики, существует разобщенность стран Запада по вопросу компенсации ущерба. Несмотря на единство в решении заморозить активы российских олигархов, «европейские и британские консервативные круги» сопротивляются изъятию резервов Центробанка РФ.
«Доклад, опубликованный The Guardian, не содержит ничего нового. Ни один международный или европейский суд не обладает никакой компетенцией, чтобы заставить что-либо сделать суверенное государство, иначе оно не было бы суверенным. Для юристов это аксиома. Однако, как мы знаем, российские активы на Западе уже заморожены без каких-либо правовых оснований. Это не юридическое, а политическое решение, причем откровенно агрессивное по отношению к России как суверенному государству. Поэтому вопрос о том, передавать или нет эти активы Украине, будет решаться опять-таки не на юридическом, а на политическом уровне — готов ли Запад расширить объем своей агрессии или не готов», — прокомментировала отчет Ceasefire профессор публичного права Карин Беше-Головко в беседе с «ФАН».
Юрист указала, что конечная судьба российских активов будет зависеть прежде всего от эффективных мер противодействия со стороны Москвы. При этом явные репутационные риски при конфискации средств мало заботят Европу и США.
«При принятии этого решения будут приниматься во внимание самые разные политические аргументы «за» и «против», но вряд ли среди них будет аргумент о «спокойной гавани» для капиталов, ведь он уже не имеет никакого смысла после заморозки активов. Запад будет действовать по принципу «на войне как на войне», а на войне, в том числе экономической, единственный серьезный аргумент — это оценка потенциальных действий противника, которым Запад считает Россию. Поэтому ответные российские действия — это для Запада единственный сдерживающий фактор», — резюмировала Карин Беше-Головко.
Отметим, The New York Times писала, что в Вашингтоне не поддерживают конфискацию активов России.