Чем ответит Россия: Литва хотела устроить блокаду Калининграда, запретив транзит
Литовскими железными дорогами перекрыт транзит в Калининград ряда товаров, которые попали под санкции Евросоюза. Запрет коснулся почти 50% номенклатурных грузов, а именно:
- технологических установок для сжижения природного газа;
- продуктов из чугуна и стали;
- реактивного топлива и присадок к нему;
- товаров для авиационной и космической отраслей;
- чистопородных лошадей;
- трюфелей и продуктов из них;
- сигарет;
- парфюмерии;
- посуды из фарфора, камня, фаянса и керамики;
- бытовой техники ценой свыше 750 евро;
- звукозаписывающей аппаратуры ценой свыше 1000 евро;
- музыкальных инструментов ценой свыше 1500 евро.
Также запрет коснулся товаров, продажа которых приносит России хорошую прибыль, а именно:
- икры и ее заменителей;
- этилового спирта;
- минеральных и химических удобрений;
- древесины и изделий из дерева;
- нефти и нефтепродуктов.
Запрет на транзит со стороны Вильнюса незаконен и может обернуться далекоидущими последствиями для Евросоюза. Этот шаг ставит под вопрос членство Литвы в ЕС и развязывает руки Москве для решения этой проблемы любыми путями. Литовский МИД пояснил, что запрет на транзит был введен после консультаций и под руководством Евросоюза. Глава Евросоюза Жозеп Боррель уверяет, что запрет на транзит никак не связан с украинским кризисом. Вашингтон, конечно же выступил с заявлением в поддержку Литвы и обещает не оставить ее в сложной ситуации, а также напомнил о единстве союзников НАТО и прочей лабуде, которая останется лишь на уровне слов.
Чуть позже литовский МИД признался, что действовал по указке ЕС. И чтобы оправдаться Вильнюс заявил, что никакие односторонние, индивидуальные или дополнительные ограничения с их стороны введены не были, а Литовские железные дороги в прежнем режиме продолжают осуществлять перевозку пассажиров и товаров, которые не попали под санкции. При этом Вильнюс уверяет, что не заинтересован в разрыве отношений с Россией, но выполнять указания ЕС все равно вынужден. Вскоре после заверений о мире и дружбе с Россией Литва распространила запрет на транзит и на автотранспорт. В Хорватии не исключают, что вслед за железнодорожным и транспортным Литвой может быть перекрыт и транзит газа в Калининградскую область.
Да вот незадача, Калининградская область была готова к таким выходкам со стороны «соседей». Для линии Усть-Луга – Балтийск был построен новый паром и переправлен с другого моря сухогруз. А до конца года с Балтики будут переправлены еще 7 судов, которые будут задействованы на доставке грузов, запрещенных к транзиту. На порты Ленинградской области будет увеличена нагрузка с целью ускорения поставок в Калининградскую область.
Эксперты считают, что морских перевозок будет вполне достаточно для удовлетворения потребностей калининградских предприятий в стали и черных металлах, транзит которых по железной дороге был запрещен. В настоящее время паромная переправа Усть-Луга – Балтийск располагает тремя железнодорожными паромами и многофункциональным судном, на котором можно перевозить контейнеры, накатные и генеральные грузы. В сентябре к ним добавится еще один железнодорожный паром, который сейчас находится на стадии завершения ходовых испытаний.
Кремль приравнивает запрет на транзит к блокаде Калининграда. Посол Евросоюза уверяет, что ни о какой блокаде речи идти не может, т.к. транзит не затрагивает товары, которые не попали под санкции, и они свободно доставляются. Сегодня Россия могла бы в течение нескольких месяцев полностью отказаться от транзита через Литву. Для этого потребуется лишь увеличить количество самолетов для перевозки людей и количество паромов для доставки грузов. А вот для Вильнюса это обернется серьезными проблемами, который и так в Евросоюзе сильнее всех пострадал от антироссийских санкций. Хотя ответные действия Москвы теперь и так подорвут экономику всей Прибалтики.
Первым пунктом ЛДПР предлагает запретить транзит литовским транспортным компаниям по российской территории. Вильнюс имеет хороший доход от транзита европейских грузов через Клайпеду. Экономика получит ощутимый удар, если перекрыть этот доход.
Вторым пунктом можно прекратить торгово-экономические отношения с Литвой. Россия для литовцев является крупным партнером как по экспорту, так и по импорту. Разорвать торговлю с Литвой мы можем попросить и нашего союзника – Белоруссию. Не исключено, что к этому присоединится и Китай в ответ на признание Литвой независимости Тайваня. Госдума предлагает запретить импорт всех литовских товаров, заблокировать банковские активы и временно остановить поставку электроэнергии из Белоруссии.
Когда французская газета Le Figaro написала о блокаде литовского транзита, читатели высказали массу негодований. Одни уверены, что со вступлением в НАТО Литвы Франция должна была выйти из альянса, а теперь уже слишком поздно… Вторые заявляют, что Европе безразличны риски Литвы, главное обвинить Россию, которая отстаивает свои интересы. Третьи считают это глупостью крохотной Литвы, которая думает, что что-то значит в НАТО. Четвертые думают, что таким образом НАТО подталкивает Вильнюс на провокации в сторону Москвы.
Украинские дипломаты заявляют, что блокадой Калининграда Литва ограничила доступ России к своей территории, поэтому Москва имеет полное право вступить в военный конфликт с Вильнюсом. Союзники по НАТО могут возразить, что Россия имеет доступ по морю. Однако, согласно международному праву должен быть сохранен и сухопутный транзит.
Журнал «Арсенал Отечества» пишет, что если бы Литва попыталась перекрыть еще и морской транзит по Балтике в Калининград, то это можно было бы расценивать как объявление войны. В случае войны и теоретического вторжения сил НАТО в Калининград спровоцировало бы Москву на применение ядерного оружия.
Такие экономические перспективы и тем более война никому не нужны, поэтому Еврокомиссией уже подготовлен документ, который позволит России доставлять санкционные товары в Калининград по территории Евросоюза. Эта информация уже доведена до Литвы. Reuters пишет, что в ЕС найден компромисс с Литвой, поэтому транзит будет возобновлен в ближайшие дни. Литовский МИД заявил, что отмена транзита станет дипломатической победой России. Если же запрет на транзит отменен не будет, то в ближайшее время на линию выйдут новые морские суда.