Обновленный СВПД быстро вернет значительные запасы нефти Ирана на мировые рынки

Обновленный СВПД быстро вернет значительные запасы нефти Ирана на мировые рынки

Перспективы возобновления ядерной сделки с Ираном улучшаются. Может возникнуть ощущение дежавю в связи с известием о том, что во вторник (28 июня) в столице Катара Дохе начались непрямые переговоры между США и Ираном при посредничестве Евросоюза. Можно ли ожидать каких-либо положительных результатов в плане возрождения ядерной сделки с Ираном 2015 года? Вполне вероятно. Причина, по которой так говорят, в том, что есть стечение обстоятельств, внутренних и внешних, дающих надежду.

На позиции Вашингтона и Тегерана, а также на Брюссель воздействуют различные факторы, которые вызывают у этих главных участников ядерных переговоров острое ощущение неотложности поиска света в конце длинного и извилистого туннеля. Можно назвать это фактором «TINA», аббревиатурой от «Нет альтернативы». Режим в Тегеране отчаянно добивается отмены санкций США и экономической блокады, которые ограничили экспорт нефти из страны, подорвали стоимость ее валюты по отношению к доллару, которая сейчас стоит одну десятую ее стоимости в то время, когда начинались переговоры по ядерной сделке, и усугубила бедность людей, что привело к массовым социальным волнениям, подрывающим политическую стабильность.

В последние несколько месяцев почти еженедельно происходили антиправительственные протесты по поводу бедности, недоступной стоимости жилья, каскадной инфляции (до 40%), резкого скачка цен на продукты питания (более 80%), очень высокого уровня безработицы (более 20 % всех лиц в возрасте от 15 до 24 лет по официальным данным) и так далее. Что достаточно зловеще, к протестам и забастовкам других организованных слоев общества начал присоединяться базар, что сигнализирует о смене парадигмы в иранской политике.

Конечно, социальная и политическая база режима значительна, и его контроль над государственным аппаратом не следует недооценивать. Но дело в том, что страна работает намного ниже своего потенциала, достигая тупика, чего не должно быть в случае возглавляемого духовенством буржуазно-националистического режима, учитывая огромные неиспользованные ресурсы страны для ускорение его роста и развития.

Что касается администрации президента США Джо Байдена, то нынешний тупик таит в себе большую опасность, поскольку ядерная программа Ирана неуклонно развивается и в ближайшем будущем, а, возможно, уже и вышла за рамки Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) 2015 года. В этот момент Вашингтону, возможно, придется прибегнуть к принудительным мерам, чтобы ограничить и остановить опасный кризис, который наверняка вызовет ответные меры Ирана против США и их региональных союзников с катастрофическими последствиями для всех.

То, что это может произойти на фоне обострения отношений США с Россией и Китаем, а также экономического кризиса внутри страны, еще больше усложняет ситуацию и даже, возможно, ставит под угрозу кандидатуру Байдена на второй президентский срок. С другой стороны, сделка с Ираном на данном этапе наверняка улучшит перспективы исторического потепления в отношениях между двумя странами. Такая сделка создала бы беспроигрышную ситуацию с беспрепятственными возможностями для бизнеса в торговых и экономических связях, стимулируя, в свою очередь, скрытые силы умеренности внутри Ирана, которые всегда стремились к сбалансированным внешним отношениям между Западом и Востоком, что могло бы изменить геополитику региона и стать переломным моментом в зарождающемся мировом порядке.

Как для США, так и для ЕС крайне необходимо восстановить СВПД, чтобы можно было снять санкции и вернуть на рынок огромные запасы нефти Ирана. Для Вашингтона, учитывая корреляцию между ценовой эластичностью предложения нефти и спроса на нефть, а также двустороннее взаимодействие между рынком нефти США и мировой экономикой, явное преимущество заключается в рынке нефти с повышающимся спросом и наклонной кривой предложения.

Существуют ограничения для ключевых союзников США, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, наращивающих добычу нефти в краткосрочной перспективе, где иранская нефть может иметь существенное значение. Более того, в тот момент, когда санкции будут сняты и будет подтверждено соблюдение Ираном какой-либо сделки, Тегерану не нужно будет ждать, чтобы увеличить добычу нефти на месторождениях, чтобы экспортировать больше, поскольку он может высвободить нефть из хранилищ и сразу же помочь компенсировать некоторое давление на цены на нефть, вызванной замедлением поставок из России из-за санкций против Москвы.

По оценкам компании данных Kеpler, по состоянию на середину февраля у Ирана было 100 миллионов баррелей в плавучих хранилищах, а это означает, что он может добавить 1 миллион баррелей в день (1 млн. баррелей в сутки), или 1% мировых поставок, в течение примерно трех месяцев. В февральском сообщении Reuters говорится: «Ожидается, что после заключения сделки Иран также нарастит добычу, увеличив экспорт на 1–1,3 млн баррелей в день. Тем не менее, иранская нефть в плавучих хранилищах может быстро выйти на рынок. Иран также переместил часть своих плавучих запасов конденсата с якорной стоянки на свой нефтяной терминал на острове Харг в ожидании неизбежного экспорта. Иран занимает четвертое место в мире по запасам нефти».

Поездка главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля в Тегеран на прошлой неделе для встречи и конфиденциального обмена нотами с министром иностранных дел Ирана относительно свежих предложений США, направленных на выход из тупика и начало зашедших в тупик ядерных переговоров, свидетельствует о большом стремлении Европы восстановить СВПД и получить доступ к иранской нефти как лучший способ уменьшить свою сильную зависимость от российской энергии. Ясно, что это имеет серьезные последствия для международной безопасности. Согласно сообщениям, Тегеран больше не может рассматривать исключение Корпуса стражей исламской революции из списка Вашингтона иностранных террористических организаций как центральное место на переговорах. Если это так, потенциальный нарушитель сделки будет удален.

В равной степени внимательное прочтение заявления по Ирану в коммюнике лидеров «Большой семерки», опубликованном после их саммита (26-28 июня) в Германии, показывает ловкость западных держав обходить тенденциозные аргументы и занимать примирительную позицию в целом: сдержанный язык, акцент на дипломатии, отсутствие обвинений в связи Ирана с терроризмом, поощрение нормализации отношений Ирана с арабскими соседями и т.д. Самое главное, Тегеран сообщил, что договоренность с Борреллем заключается в том, что переговоры в Дохе не будут касаться «ядерного аспекта переговоров, потому что ядерные вопросы уже однажды были закрыты», а будут касаться только оставшихся споров, в том числе снятие санкций.

Цитируя официального представителя МИД Ирана Саида Хатибзаде, «то, что будет обсуждаться в одной из стран Персидского залива, касается лишь нескольких остающихся вопросов в области снятия санкций, поэтому к достигнутым договоренностям ничего не добавится и ничто не будет упущено». Хатибзаде заключил: «Эти переговоры являются продолжением того формата, который был в Вене; то есть оно будет вестись косвенно, и речь пойдет только о спорных вопросах, оставшихся со времени последней встречи в Вене. Надеемся увидеть положительные результаты. Мяч на стороне Вашингтона. Если придет ответ, будьте уверены, что соглашение может быть достигнуто быстро».

М.К. БХАДРАКУМАР