Воздействие спецоперации на Украине на мировую торговлю. Оценки западных специалистов.
Все точки McDonald’s в России сейчас закрыты, а цепочки поставок продуктов питания по всему миру пострадали из-за конфликта на Украине. Конфликт меняет глобальные цепочки поставок, но как долго и в какой степени все еще остается неизвестным. Первый в России McDonald’s открылся в 1990 году, всего через несколько месяцев после падения Берлинской стены. Это был мощный символ того, что холодная война подходит к концу, и затягивается великая идеологическая рана. Сегодня все Макдональдсы в России закрыты, поскольку страны и корпорации сокращают, приостанавливают или разрывают связи в ответ на ввод войск на Украину.
Масштабы экономических санкций, введенных против России, беспрецедентны. Было высказано предположение, что этот конфликт может изменить мировой порядок, поскольку Россия предпочитает территориальную гегемонию глобальной торговле. Как сказал Крейг Фуллер, исполнительный директор службы информации о цепочках поставок Freightwaves: — «Если международные разветвления российско-украинского конфликта будут продолжать расширяться, мы столкнемся с реальной возможностью раздвоения мировой экономики, в котором геополитические союзы, энергетические и продовольственные потоки, валютные системы и торговые пути могут расколоться». Вероятно, это преувеличение. Тем не менее, ударные волны стали распространяться по уже изношенным цепочкам поставок. В статье дается анализ трех элементов: энергии, еды и торговых путях.
Энергоэкспорт по-прежнему течет. Опасения по поводу прекращения экспорта огромного количества ископаемого топлива из России привели к скачку мировых цен на нефть и газ. Ставки фрахта нефтяных танкеров выросли втрое, поскольку судовладельцы взвешивают риск застрять с грузом, который они не смогут выгрузить. Однако до сих пор не произошло существенного сбоя в экспорте из России. США, Великобритания и Австралия запрещают весь импорт российской нефти, но это не значимые рынки, и Великобритания планирует прекратить импорт к концу 2022 года.
Более важно то, что делают страны Европейского союза, учитывая их высокую зависимость как от российской нефти, так и от газа. ЕС ввел финансовые санкции против российских производителей энергии, но продолжает покупать их продукцию. Уйти от российской нефти непросто. Доля России в мире составляет 12%, а глобальные нефтеперерабатывающие заводы настроены на работу с определенными типами нефти, найденными в определенных регионах. Там, где это возможно, сокращение производства для замены поступающей смеси занимает недели и требует замены оборудования. Разрыв связей с российской нефтью в краткосрочной перспективе может оказаться нецелесообразным.
Замена российского газа является еще более сложной задачей. Евросоюз получает более 40% импорта газа из России. Такие трубопроводы, как «Северный поток», соединяющий Россию с Германией, не имеют себе равных. Морские перевозки ограничены. Если нефтяные танкеры представляют собой негабаритные жестяные банки, то танкеры для СПГ представляют собой криогенные резервуары с переохлаждением, которые поддерживают сжиженный газ при температуре минус 160℃ градусов. В этой игре мало игроков, объем транспортируемого газа в мире составляет около 0,1% от объема нефти.
Запасы еды. В 2020 году на Россию и Украину приходилось 25,6% мирового экспорта пшеницы (Россия 17,6%, Украина 8%), 23,9% мирового экспорта ячменя (Россия 12,1%, Украина 11,8%) и 14% мирового экспорта кукурузы ( Украина 13,2%, Россия 1,1%). Поскольку более высокие цены на энергоносители также приводят к росту цен на продукты питания, Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций подняла тревогу по поводу продовольственной безопасности в Африке и на Ближнем Востоке.
Экспорт Украины практически остановился. Никто точно не знает, насколько это повлияет на следующий урожай. Удобрений, пестицидов и топлива не хватает. Мужчин призывают. Снабжение ферм перенаправляется в осажденные города и в армию. Остальные торговые пути на запад находятся под угрозой.
Россия временно запретила экспорт зерна в страны бывшего Советского Союза. Наряду с этими добровольными ограничениями Министерство промышленности и торговли также «рекомендовало» прекратить экспорт удобрений. Россия является крупнейшим в мире производителем аммиачной селитры, на ее долю приходится около трети мирового экспорта. Это окажет эффект домино для других крупных экспортеров зерна, таких как Бразилия, которая импортирует около 85% своих удобрений, в основном из России.
Торговые пути. 27 стран Евросоюза, США и Канады закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов. Россия в ответ закрыла свое воздушное пространство для 36 стран. Это сказывается на транспортных расходах. Путешествие по России, самой большой стране в мире, занимающей 11% суши, не является тривиальной задачей, если вы летите из Азии в Европу. По оценкам грузового подразделения немецкого авиаперевозчика Lufthansa, это сократит его пропускную способность примерно на 10%. FedEx добавил военную надбавку к своим транспортным расходам.
Война также имеет последствия для нового китайского «Шелкового пути» в Европу, самой длинной в мире грузовой железнодорожной линии, на строительство которой страна потратила 900 миллиардов долларов. Хотя экспорт Китая по железной дороге все еще невелик по сравнению с морским транспортом, он быстро растет. Железнодорожные маршруты помогли снизить нагрузку на китайские порты во время пандемии. Это давление снова усилилось из-за вспышек Covid и жестких ограничений в портовых городах, таких как Тяньцзинь, Шэньчжэнь и Шанхай, крупнейший порт мира. Основной маршрут из Китая в Европу проходит через Россию и Беларусь. Есть альтернативный маршрут в Турцию через Азербайджан, Грузию и Казахстан, но он менее известен.
Конечно, Китай также может продолжать использовать контейнеровозы. Но ключевая геостратегическая цель его инициативы «Один пояс — один путь» обеспечить безопасность торговых путей от военно-морского флота США. Энтузиазм Китая может ослабнуть в случае продолжительного конфликта между Россией и странами НАТО.
Сухопутный маршрут Нового шелкового пути между Китаем и Европой занимает в среднем около 16 дней по сравнению с 36 днями для обычного морского маршрута. Спецоперация России — это вызов европейским демократиям и сильное препятствие для восстановления экономики во всем мире. Нас может ждать потенциально затяжной конфликт. Это меняет глобальные цепочки поставок, но как долго и насколько, еще неизвестно.
Флавио МАКАО, заместитель декана по преподаванию и обучению, Университет Эдит Коуэн.Эта статья переиздана из The Conversation под лицензией Creative Commons.