Вояж за общими ценностями
Добрый вечер, Империя.
Итак, благочестивый Отец Деменций готовится к ближневосточному турне, которое должно состояться в июле 2022 года — если, конечно, не произойдет чего-то из ряда вон. А произойти может что угодно, начиная от лесных пожаров в Соединенных пока Штатах с массовыми человеческими жертвами до серьезного политического кризиса в Евросоюзе.
При этом предварительная программа турне вызывает обеспокоенность вменяемостью тех, кто его планирует и составляет — впрочем, давайте обо всем по порядку.
Сначала дедушка Джо посетит Израиль и Палестину. В Тель-Авиве он встретится с премьер-министром Израиля, а следом на Западном берегу реки Иордан — с президентом Палестины. Главная задача Байдена — вывести из этого уравнения группировку Хамас, поддерживаемую Ираном и Хезболлой. Да и вообще вся поездка будет посвящена всего двум целям — уговорам нарастить добычу нефти и уговорам сколотить коалицию против Тегерана.
Стоит отметить, что совместные американско-израильские усилия против Хамас особого успеха так и не достигли — группировка не просто укрепилась в Палестине, но и получила вполне заслуженное признание в Сирии и Ливане — а это уже прямая угроза Израилю не только с севера, но и с северо-востока; добавим к этому, что современные иранские ракеты Хезболлы вполне способны покрыть всю территорию Израиля, вплоть до Эйлата на побережье Красного моря.
Решать проблему с Хамас нужно было еще вчера — теперь же, хвала Аллаху и благодаря гражданской войне в Сирии при плотной поддержке Запада, Хамас не просто набрал силу и человеческий потенциал, но и превратился в одну из определяющих политических сил в этом регионе. Выбрав Ливан в качестве союзной штаб-квартиры и базы для проиранских прокси, Хамас при помощи Хезболлы быстро превратился в значимого игрока на этом поле — а если учесть его тесные связи с другими палестинскими группировками, можно говорить о прямом участии Ирана во внутреннем израильском противостоянии.
Потом состоится первый в истории прямой перелет между Тель-Авивом и Джиддой, куда Джо Байден прибудет на саммит глав государств и правительств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и трех крупных арабских стран, включая Египет, Иорданию и Ирак.
Вообще стоит сказать, что турне и приурочено к этому саммиту — в противном случае дедушке пришлось бы облететь не менее десятка стран, включая Египет, Иорданию и Ирак. И везде его ожидал бы "теплый прием", ибо после героического бегства из Афганистана Большой Ближний Восток настроен к Америке весьма скептически, мягко говоря.
Дальше будет восхитительная цитата заставившая меня сползти с кресла:
Америка и Саудовская Аравия настолько заинтересованы друг в друге благодаря общим интересам и ценностям, что способны быстро объединиться после кратковременного расставания.
Замечу, что это вам не желтые листки типа Вашингтон пост или Нью-Йорк Таймс — это "Нешнл интерест", ресурс, некогда считавшийся культурным, разноплановым и интеллектуальным.
Так вот, какие общие ценности между Вашингтоном и Эр-Риядом, который на днях публично казнил сразу 81 человека, в том числе и за откровенную заднеприводность? Какие общие ценности между самой демократичной страной мира (как считают сами американцы) и образцовой восточной деспотией, не признающей права женщин и девочек?
Временные проблемы, такие как права человека, редко нарушали эту связь, поскольку сменявшие друг друга президенты США понимали саудовское обоснование того, что глубоко традиционное общество может трансформироваться только постепенно. Следовательно, недавний сбой мог быть только отклонением от нормы, особенно если он коренился во внутренней политике США.
Временные проблемы с правами человека. Шедевральное определение, учитывая, что Королевству с этими "временными" проблемами уже почти век от роду — и нам будет крайне любопытно посмотреть, как дедушка Джо в Джидде будет филигранно уворачиваться от вопросов противных западных журналистов про Джамаля Хашогги и фигурную резьбу по нему неотвратимой саудовской бензопилой.
Судя по всему, это будет то еще зрелище. Похоже, Вашингтон уже списал Хашогги в список потерь от "дружеского огня", поэтому, по представлению администрации Белого дома, ничто не должно омрачить эту поездку — в конце концов, всегда можно обвинить особо наглых журналистов в работе на Владимира Путина.
Вот то, что тень Путина будет незримо парить и над Тель-Авивом, и над Джиддой, сомнений ни у кого не вызывает — она (тень) вообще делает все, что только ей вздумается. Путин спит, а его своенравная тень вытворяет Бог знает что, шатая очередную трубу очередной демократии.
Не верите? Только что прошли сразу три саммита — Евросоюза, НАТО и G7. На каждом из них только и слышалось "Путин, Путин, Путин" — и решения этих саммитов тоже принимались под сенью его длани.
Что стоило бы отметить — пожалуй, в новейшей истории еще не было ни одного человека, которого превозносили и проклинали с таким усердием, как это сегодня делает коллективный Запад. И когда Ближний Восток вник в эти ежедневные западные заклятия, он невольно проникся уважением ко столь могущественному правителю — а когда на Востоке кого-то уважают, то это, как правило, границ не имеет.
Вопреки мнению некоторых американских СМИ, американо-саудовские отношения не носят транзакционного характера, то есть саудовская нефть в обмен на безопасность США, и не основаны на каких-либо расчетах с нулевой суммой, таких как США против Китая и России.
Во-первых, у ближневосточных монархий и не может быть расчетов с нулевой суммой — они даже нищих йеменских партизан унасекомить не в состоянии, не говоря уж о другой сверхдержаве. Во-вторых, отношения между США и домом Саудов всегда носили транзакционный характер — когда в 1973 году Вашингтон попытался сломать эту схему, Ближний Восток быстро и болезненно привел его в чувство, устроив глобальную нефтяную войну.
В том, что сегодня Восток все больше и больше на стороне России и Китая, прямая вина Америки, в том числе и в ее интервенциях против Ирака и Афганистана. Война в Ираке вообще едва не доломала стройную схему ОПЕК, выстраиваемую десятилетиями — и Ирак пока очень далек от того, чтобы вернуться на свое место в этом нефтяном картеле. Напомню, что это вам не какой-то там Судан, по мощности добычи Ирак занимал вторую строчку в ОПЕК.
Подход Саудовской Аравии и ССАГПЗ к отношениям между великими державами также не основан на каком-либо бинарном предложении. На самом деле, все страны Персидского залива диверсифицируют свои отношения с развивающимися азиатскими державами, в частности с Китаем. Они видят огромные экономические выгоды в партнерстве с китайской инициативой "Один пояс, один путь". Россия предлагает им альтернативный источник для закупки необходимого оборонного оборудования.
Но ни Китай, ни Россия не могут заменить Америку или Европу в Персидском заливе в том, что касается безопасности и экономических интересов и устремлений региона. Учитывая его острую зависимость от нефти Персидского залива, Китай также хочет, чтобы Соединенные Штаты обеспечили безопасность стратегических морских путей региона.
Еще одна чудесная цитата — создается впечатление, что в Белом доме делают ставку на то, как лихо 88 американских батарей ПВО проспали атаку хуситов на нефтяные объекты Королевства осенью 2019 года. Между тем, на Востоке у людей вообще очень хорошая память, а уж у правителей тем более.
Но вот то, что Америка готова сыграть на противостоянии Ирану, никаких сомнений не вызывает — это вообще одна из немногих тем, которая может найти отклик у королей, эмиров, шейхов и принцев. Кроме Ирана у монархий есть куча претензий и к Турции, но дедушка вряд ли поддержит эту тему в разговоре — слишком непредвиденной будет реакция Анкары. Непредвиденной и крайне болезненной для дедушки.
С 1979 года иранские аятоллы постоянно ставят под угрозу мир и стабильность на Ближнем Востоке и за его пределами. Провозглашая мантрой “Смерть Америке”, Иран и его доверенные лица дестабилизировали арабский мир своими злонамеренными планами. Саудовская Аравия, Йемен, Ирак, Сирия, Египет и Афганистан сильно пострадали от их рук.
Иранский корпус стражей исламской революции и "Хезболла" напрямую атаковали интересы США в регионе и несут ответственность за серию международных убийств и похищений. Несмотря на это, после того, как появились доказательства того, что Иран намеревался разработать ядерное оружие, администрация Обамы наградила Тегеран ядерной сделкой в 2015 году. Война в Йемене усилилась в том же году, когда поддерживаемое Ираном ополчение хуситов восстало против законного правительства страны и начало угрожать безопасности Саудовской Аравии.
Очень показательная цитата. Чем Тегеран в данном случае отличается от Москвы и Пекина? Фактически ничем, — он становится осью зла для Байдена и его администрации — и его очередь на демократизацию в гуманитарных по западным представлениям целях обязательно должна наступить после русских и китайцев.
Вот только один вопрос: а не надорвет ли Америка свой бесценный пупок, пытаясь переиначить мир под новые цели и ценности?
Вопрос ни разу не праздный: буквально сегодня дедушка Джо предельно ясно высказался в сторону отдельных несознательных граждан США:
Президент Байден: Американцы будут терпеть высокие цены на бензин "столько, сколько потребуется".
Ну или пока все не вымрут. Или пока не снесут эту администрацию к чертовой бабушке.
Возможно, Байден также теперь понимает, чего регион ожидает от него в этот критический момент, и именно поэтому он подчеркнул свою президентскую ответственность за обеспечение “мира”, а не за энергетику, в преддверии визита. Если это так, он найдет складывающийся климат на Ближнем Востоке значительно обнадеживающим для будущей роли США в сфере безопасности.
Иными словами, Джо Байден едет предлагать монархам свою "крышу" за долю малую — и нам будет крайне любопытно посмотреть на фигурные лингвистические конструкции, которыми Восток пошлет дедушку в далекое путешествие за сексуальными утехами.
И здесь определяющее значение может иметь дневник Эшли Байден, дочери президента США, который она случайно забыла на курорте во Флориде и в котором она сознается, что уже в сознательном возрасте принимала душ вместе с папой.
Важно понимать, что Большой Ближний Восток — это такой огромный кишлак, в котором все друг про друга знают. За подобные проступки в кишлаке выносят не общественное порицание, а сразу делают секир-башка. Понятно, что дедушку никто не тронет — дипломатический этикет и все такое, но к его словам будут относиться с весьма большим пренебрежением.
Даже если и виду не покажут.