«Моя дочь не смогла поступить — из-за прописки в другом районе». Что не так с доступом к образованию

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Моя дочь не смогла поступить — из-за прописки в другом районе». Что не так с доступом к образованиюВчераВчера663 минОглавление

Когда речь заходит об образовании, мы привыкли думать, что у талантливых и старательных детей всегда есть шанс попасть в хорошую школу. Но на практике даже отличные оценки и внеклассные заслуги не гарантируют доступа к качественному обучению. Особенно если в системе действует абсурдное правило — привязка к месту регистрации. Именно с таким случаем столкнулась наша подписчица Наталья, которая воспитывает дочь-отличницу. Несмотря на все старания, девочке отказали в приёме в школу, потому что их прописка формально не «подходила». Что не так с доступом к образованию разберёмся в нашем материале.

«Моя дочь не смогла поступить — из-за прописки в другом районе». Что не так с доступом к образованию

Одна улица — два разных мира

Наталья живёт с дочерью в Санкт-Петербурге. Девочка окончила младшую школу с похвальной грамотой и участвовала в олимпиадах, где занимала призовые места. Родители хотели продолжить обучение в престижной гимназии, расположенной буквально в двух кварталах от дома. Всё выглядело логично: удобная локация, сильный педагогический состав, высокие показатели поступления в вузы. Однако в ответ на заявление семья получила формальный отказ: прописка девочки относится к другому школьному округу.

Районы в городе делят между школами как по линейке, и даже если дом находится буквально через дорогу, он может попасть в «чужую» территорию. Согласно правилам, школа обязана принять детей с закреплённой территории. Остальных — по остаточному принципу, при наличии свободных мест. Так оказалось, что у гимназии таких мест не было вовсе. Все квоты заполнили дети с нужной пропиской, и у девочки не осталось даже шанса побороться за место в школе.

Наталья пыталась обжаловать решение, обращалась в комитет по образованию, но в ответ слышала одно и то же: «Прописка не соответствует». Даже рекомендации от педагогов и грамоты, подтверждающие успехи дочери, не были приняты во внимание. Формальный подход победил здравый смысл.

«Моя дочь не смогла поступить — из-за прописки в другом районе». Что не так с доступом к образованию

Образование по месту жительства: удобно ли это детям?

Система, при которой выбор школы зависит от прописки, задумывалась как мера упрощения и равномерного распределения учащихся. Но на практике она создаёт парадоксальные и несправедливые ситуации. Хорошие школы сосредоточены в определённых районах, где не у всех есть возможность жить или быть прописанными. В итоге дети, которые могли бы учиться и развиваться в сильной образовательной среде, вынуждены идти в школы «по адресу», где не учитываются их способности и амбиции.

Кроме того, формальная привязка к району не учитывает реального расстояния. В случае Натальи ближайшая школа — та самая гимназия, в которую не приняли её дочь. А вот закреплённая по прописке школа находится в полукилометре через транспортную развязку и промзону. Девочке теперь придётся тратить в два раза больше времени на дорогу и адаптироваться в новой, малознакомой среде.

При этом никакой гибкости или индивидуального подхода система не предполагает. Даже если ребёнок показывает блестящие результаты, его могут отсеять без возможности объясниться или пройти конкурс. Всё решает формальный адрес как бы это печально не было.

Такие случаи, как с дочерью Натальи, далеко не исключение. Территориальный принцип зачисления в школы создаёт барьеры для семей, стремящихся дать детям качественное образование. Формальный подход порой перечёркивает усилия, старания и таланты. Когда на первый план выходит прописка, а не способности, это лишает детей равного доступа к возможностям наравне с другими школьниками. Система, задуманная как удобная и справедливая, на деле порождает социальное неравенство и абсурдные ограничения. Возможно, пришло время пересмотреть подход к приёму в школы и создать механизмы, учитывающие интересы самих учеников, а не только бумажные адреса в паспорте?