Запад и Россия: война на истощение
«Коллективный Запад» никак не может смириться с тем, что Россия проводит специальную военную операцию по демилитаризации и денацификации Украины.
Детище «либерального» Запада – пронацистский украинский режим столь дорог правящим кругам США и стран ЕС, что они готовы сражаться с Россией не только до последнего украинца, но и до последнего замерзшего европейца. С каждым днем происходит всё более глубокое и масштабное втягивание США и стран ЕС в военный конфликт на Украине.
Здесь и расширяющиеся поставки современного смертоносного оружия странами Запада украинскому режиму, и прямое участие в военных действиях тысяч наемников и «инструкторов» из Великобритании, США, Польши, Хорватии, ФРГ, Франции, многих других стран, и огромная экономическая и финансовая помощь пронацистскому режиму Зеленского со стороны западных государств, не говоря уже о бесконечном количестве штампуемых Западом антироссийских санкций.
Иными словами, России, проводящей специальную военную операцию на территории бывшей Украины, приходится сталкиваться не только с собственно украинскими войсками, но всё в большей мере и с «коллективным Западом». В такой ситуации весьма вероятна дальнейшая эскалация украинского конфликта, его превращение в более масштабную региональную войну (но не войну мировую, поскольку это означало бы ядерную катастрофу, на которую Запад пойти не может).
Как представляется, не учитывать перспективы эскалации военного конфликта и говорить о скором завершении или тем более о прекращении специальной военной операции, которую ведет Россия на территории Украины, было бы крайне опрометчиво. Весьма вероятно постепенное втягивание в военный конфликт Польши, Литвы, Великобритании, США и их непосредственное участие в нем.
И вот здесь мы подходим к самому главному пункту современной международной и внутренней российской ситуации, а именно к тому, что страны Запада во главе с США ведут многомерную войну с Россией на истощение и потому быстро эта война не завершится.
Речь идет, во-первых, об экономическом и финансовом истощении, во-вторых, об истощении ресурсном (энергетические, сырьевые, продовольственные ресурсы), в-третьих, о военном истощении (разрушении военного потенциала противника), но самое важное, и это, в-четвертых, – о морально-психологическом истощении.
Таким образом, многомерная война с Западом идет вдолгую, и победит в ней тот, у кого крепче нервы, больше выдержка, терпение и готовность длительное время переживать непростые времена. Один из парадоксов нынешней ситуации состоит в том, что расчеты США и стран ЕС на быструю экономическую и финансовую победу над Россией не оправдались.
Вопреки тысячам беспрецедентных санкций, введенных США и их вассалами, Россия демонстрирует экономическую и финансовую устойчивость. Более того, сами западные страны, включая США, страдают от собственных санкций едва ли не больше, чем Россия.
При этом речь идет не только о росте цен на энергоносители и на другие товары, но и об огромных издержках и рисках для западных стран в случае уменьшения российских поставок удобрений, титана и других металлов, редкоземельных элементов, искусственных сапфиров и неона, необходимых для микроэлектроники.
По всем этим позициям российские производители занимают значительную долю на мировых рынках, и отказ от российских поставок ведет к резкому углублению глобального кризиса, а в перспективе – к росту социально-политической нестабильности в самих западных странах.
Отказ от доллара и евро в расчетах между Россией и целым рядом крупных стран, переход на расчеты в национальных валютах, развитие и укрепление рублевой зоны стабилизирует российскую финансовую систему, и она демонстрирует устойчивость.
О ресурсном истощении России говорить не приходится – ресурсами, в том числе минеральными, энергетическими, продовольственными Россия богата как никакая другая страна мира. В ресурсном отношении наша страна является в значительной степени самодостаточной. Более того, она способна снабжать этими ресурсами многие другие государства, обеспечивая ими в то же время и себя, и ближайших союзников.
Военное истощение России при нынешнем развитии ее оборонно-промышленного комплекса также не грозит: российский ОПК производит значительные количества и традиционных, и самых современных видов вооружений. Конечно, существуют определенные проблемы – прежде всего с современными видами связи, с не всегда достаточным количеством беспилотников и бомбардировочной авиации, но эти проблемы постепенно решаются. А по некоторым важным стратегическим видам вооружений Россия опережает все страны мира.
Однако остается четвертый и по-своему наиболее значимый аспект войны на истощение, а именно, борьба с целью морально-психологического истощения противника с помощью информационных и психологических войн. Это крайне важное измерение сегодняшней многомерной войны, поскольку современная война – это во многом война на морально-психологическое истощение противника.
Здесь у американских IT-корпораций, являющихся мировыми монополистами, существуют очевидные преимущества: эти корпорации контролируют и направляют огромные потоки информации (чаще всего потоки прямой дезинформации, откровенной лжи и многочисленных фейков), которые обрушиваются на головы людей и воздействуют на их морально-психологическое состояние.
При этом западные СМИ и соцсети усвоили и далеко превзошли все «достижения» геббельсовской нацистской пропаганды и пытаются зомбировать население как собственных стран, так и других государств.
Удивительно всё же, как повторяется история и как часто мы этого не замечаем. В 1876 году, почти 150 лет назад, Ф.М. Достоевский писал в «Дневнике писателя» об отношении Европы к России и к угнетенным славянским народам, которые подвергались тогда террору и резне в Османской империи:
«А Европа, христианская Европа, великая цивилизация, смотрит с нетерпением… “когда же это передавят этих клопов“! Мало того, в Европе оспаривают факты, отрицают их в народных парламентах, не верят, делают вид, что не верят. Всякий из этих вожаков народа знает про себя, что всё это правда, и все наперерыв отводят друг другу глаза: “это неправда, этого не было, это преувеличено, это они сами избили шестьдесят тысяч своих же болгар, чтоб сказать на турок“…
Но отчего же это всё, чего боятся эти люди, отчего не хотят ни видеть, ни слышать, а лгут сами себе и позорят сами себя? А тут, видите ли, Россия: “Россия усилится, овладеет Востоком, Константинополем, Средиземным морем, портами, торговлей. Россия низринется варварской ордой на Европу и уничтожит цивилизацию“ (вот ту самую цивилизацию, которая допускает такие варварства!). Вот что кричат теперь в Англии, в Германии, и опять-таки лгут поголовно, сами не верят ни в одно слово из этих обвинений и опасений. Всё это лишь слова для возбуждения масс народа к ненависти».
Точно так же Англия, Германия, Соединенные Штаты и другие западные государства предпочитают сейчас «не замечать» многих тысяч убитых в течение 8 лет мирных жителей Донбасса, говорить, что «это они сами себя обстреливают», всячески демонизировать Россию и приписывать ей планы «уничтожения цивилизации».
Коварство современной войны на морально-психологическое истощение состоит в том, что для разных групп населения противника используются разные «адресные» инструменты, учитывающие психологию каждой социальной группы. Так, для молодежи западные спецслужбы, фактически руководящие СМИ и соцсетями, используют броские и хлесткие слоганы и фейки, включая элементы компьютерных игр или реальные съемки, сделанные в совершенно других местах и в другое время.
Расчет при этом строится на необразованности значительной части молодежи, особенно подростков, сидящих в соцсетях по многу часов в день, на незнание ими реальной, а не фейковой истории, экономики, политики.
Для патриотически настроенных групп российского населения, которые преобладают в России, используются другие инструменты. Так, назойливо и настойчиво внушается представление о том, что специальная военная операция России на Украине идет медленно, неудачно, с большими жертвами, что постоянно гибнут мирные жители Донбасса, и что нужно любой ценой ускорить эту операцию, не считаясь с потерями.
Тем самым пытаются достичь двух целей: во-первых, внушить неверие в руководство и вооруженные силы России, а во-вторых, максимально обескровить российскую армию. Разумеется, все настоящие граждане России, любящие свою Родину, хотят быстрейшей победы над пронацистским украинским режимом, но вопрос о цене такой победы и о доверии российским вооруженным силам является ключевым.
Для России, российских граждан крайне важно извлечь уроки из происходящей информационной войны на морально-психологическое истощение. Один из уроков – более широкое и эффективное использование специалистов по морально-психологической войне и по контрпропаганде.
Современная информационная и морально-психологическая война – необходимая часть силового противостояния, она требует привлечения военных социологов, психологов, историков, страноведов, компьютерщиков, представителей творческих профессий. Их работа позволяет учесть специфику настроений и ментальности населения данной страны, определить потенциальные «болевые точки» и ускорить психологический надлом противника.
При этом в морально-психологической войне важно не только обороняться, но и наступать, указывать, несмотря на информационную блокаду России со стороны Запада, на многочисленные провалы во внутренней и внешней политике США и стран ЕС, связанные с попытками поставить Россию на колени. Эти попытки, в частности, не только вызвали небывалую инфляцию и падение уровня жизни населения западных стран, но и существенно ограничили роль доллара и евро как основных мировых валют.
Последнее обстоятельство является крайне важным и болезненным для Запада, поскольку именно на господстве доллара и евро, на их печатании ФРС или ЕЦБ и распространении по всему миру во многом основан высокий уровень жизни на Западе и возможность навязывать свою волю всем остальным странам, то есть фактически осуществлять новую колониальную политику, политику диктата.
Теперь, в результате собственных антироссийских санкций Запад сам «пилит сук, на котором сидит», и это принципиально важное обстоятельство необходимо широко освещать в СМИ и на Интернет-платформах, причем по возможности с выходом на часть аудитории западных и особенно незападных стран (Китая, Индии, стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки).
Второй урок – необходимость понимания широкими слоями населения России, что против них и их страны идет жестокая информационная и морально-психологическая война.
Несмотря на все трудности, важно поддерживать у российских граждан уверенность в победе, вести на информационном поле борьбу с нетерпением и отсутствием выдержки, с паническими настроениями всех видов, объяснять, что нетерпение и торопливость при проведении специальной военной операции ведут к неверным действиям и к неоправданным жертвам, демонстрировать реально происходящее ежедневное движения союзных сил, освобождающих Донбасс и другие области.
Третий урок – работа с российской молодежью и с молодежью освобожденных территорий бывшей Украины.
К сожалению, в настоящее время подавляющее большинство учителей в средних школах и большинство преподавателей в вузах в силу своей загруженности и отсутствия подготовки не могут эффективно вести разъяснительную работу относительно причин, целей, хода и перспектив специальной военной операции России.
Между тем в связи с военной операцией на Украине необходим переход к действительному, использующему реальные живые примеры живому патриотическому воспитанию молодежи, основанному на освещении подвигов советских и российских военных, конструкторов, ученых.
Нужно нетерпимое отношение к казенному и формальному воспитанию патриотизма у школьников и студентов, противодействие сильному влиянию на них русофобской пропаганды и многочисленных фейков в соцсетях.
При этом традиционно звучащие либеральные ссылки на то, что не дело школ и вузов воспитывать школьников и студентов, в условиях военной операции на деле оборачиваются предательством национальных интересов и ведут к потере для России молодого поколения, потенциально – к эмиграции наиболее способных на Запад, к фактической подготовке за государственный счет будущих кадров для противника.
В связи с этим необходимо организовать подготовленные группы специалистов (в составе 3-4 военных и международных экспертов), которые, вживую общаясь со школьниками и студентами, грамотно и доходчиво освещали бы причины, цели и значение военной операции, рассказывали о ее реальном, а не «фейковом» ходе, компетентно отвечали бы на неизбежно возникающие (в том числе сложные и иногда даже провокационные) вопросы и суждения молодежи.
Такие группы могут последовательно перемещаться от одной школе к другой и от одного вуза к другому, охватывая в итоге большое количество молодежи. Подобная организация работы с молодежью является гораздо более эффективной, чем существующая практика, и нацелена на воспитание подлинного, а не формального патриотизма.
Кроме того крайне важно регулярно показывать в школах и вузах лучшие отечественные документальные («Обыкновенный фашизм», «Парад Победы на Красной площади», «Великая неизвестная война» и др.) и художественные фильмы о Великой Отечественной войне и об операции в Сирии («В бой идут одни старики», «А зори здесь тихие», «Белорусский вокзал», «Небо» и др.). Если нет возможности показывать эти фильмы целиком из-за их продолжительности, можно показывать наиболее сильные и важные фрагменты.
В заключение следует отметить, что многие сложившиеся в предыдущие «спокойные» годы правила, особенно в информационной политике, контрпропаганде, в системе образования, в воспитании молодежи, стремительно устаревают и демонстрируют всю опасность следования за современными западными неолиберальными «образцами». Следует учитывать и собственный, в том числе советский опыт (прежде всего опыт периода Великой Отечественной войны), и опыт незападных стран с реальным суверенитетом.
Радикальные изменения всего мирового порядка уже происходят на наших глазах, а последствия специальной военной операции России лишь ускорили эти изменения. Значит, в новых условиях нужно жить, думать и действовать по-новому, преодолевать существующую инерцию и сопротивление либерально-прозападных представителей элиты.