Вахтенному офицеру затонувшего в 2018 году норвежского фрегата предъявлены официальные обвинения

Вахтенному офицеру затонувшего в 2018 году норвежского фрегата предъявлены официальные обвинения

Виновным в гибели новейшего норвежского фрегата «Helge Ingstad», по мнению генерального прокурора Норвегии, является вахтенный офицер, находившийся в момент катастрофы на мостике корабля. По крайней мере, именно этому человеку на днях были предъявлены официальные обвинения – так сообщают западные СМИ.

Пока по делу «Helge Ingstad» в роли обвиняемого фигурирует лишь один человек. Но в любой момент это может измениться.

Фрегат идет на дно

Дело было 8 ноября 2018 года. Рассвет еще не наступил, так что за бортом стояла темнота, когда новейший фрегат «Helge Ingstad» (бортовой номер «313») ВМС Норвегии, закончивший участие в масштабных учениях НАТО Trident Juncture 18, возвращался по Хельтен-фьорду в свою базу Хаконсверн. Неподалеку от нефтяного терминала Стуре фрегат оказался на пути танкера «Sola TS», следовавшего под флагом Мальты. Несмотря на то, что танкер по радио предупреждал фрегат об опасном сближении, «Helge Ingstad» отворачивать не стал, тем самым подставив свой правый борт под форштевень танкера.

В 4 часа утра произошло столкновение танкера дедвейтом 112  939 тонн с фрегатом, имеющим водоизмещение 5290 тонн. Как правило, во время подобных «ДТП» больше страдает тот, у кого тоннаж меньше. Так получилось и в этот раз. «Sola TS» отделался, можно сказать, «царапинами». «Helge Ingstad» же получил повреждения надводной части, подводную пробоину, а также лишился управления. Остановить хлынувшую в отсеки корабля воду не удалось. Быстро погружающийся фрегат выписал по глади Хальтен-фьорда замысловатую кривую и сел на грунт под самым берегом близ терминала. Там с корабля был эвакуирован весь экипаж, включая восьмерых моряков, травмированных во время столкновения.

Удивительно, но никто из находившихся на борту «Helge Ingstad» в момент столкновения 137-ми членов экипажа не погиб. Судьба же самого фрегата оказалась крайне печальной. Несмотря на все усилия спасателей, к рассвету 13 ноября «триста тринадцатый» затонул. Над водой осталась возвышаться только часть башнеподобной мачты корабля с антеннами РЛС.

Для населения Норвегии потеря «на ровном месте» современного боевого корабля оказалась настоящим шоком. Почти сразу после столкновения фрегата с танкером началось расследование обстоятельств произошедшей трагедии. К этой работе подключились Норвежская государственная комиссия по расследованию аварийных ситуаций (Accident Investigation Board Norway – AIBN), Комиссия по расследованию аварийных ситуаций Министерства обороны Норвегии, плюс — Комиссия по расследованию аварий и инцидентов на море Мальты.

Вахтенному офицеру затонувшего в 2018 году норвежского фрегата предъявлены официальные обвиненияУтрата 420 млн. евро

Даже в «приглаженном» варианте причины гибели фрегата «Helge Ingstad», озвученные в январе 2021 года, выглядели достаточно скандально.

Фрегат не предупредил о факте своего присутствия Fedje VTS — местную службу движения судов, занимавшейся координацией всего морского траффика в прилегающей к терминалу Стуре акватории. Попутно на фрегате зачем-то отключили аппаратуру автоматической идентификационной системы (АИС). К этому добавилась ошибка сигнальщика «Helge Ingstad», принявшего иллюминированную палубным освещением громаду танкера «Sola TS» за нефтяной терминал Стуре. Вдобавок к этому фрегат имел ход в целых 17 узлов, то есть двигался непозволительно быстро.

На танкере вовремя заметили пересекающий курс «Sola TS» неизвестный корабль, но выйти с ним на связь быстро не смогли. АИС фрегата молчала, поэтому ни вахта танкера, ни персонал Fedje VTS просто не знали, кого следует вызывать по радио. Ну, а потом стало поздно — фрегат угодил под таран танкера, затем отполз на мелководье, где и затонул.

Что было дальше?

Водолазы откачали с фрегата топливо, частично демонтировали вооружение, извлекли и утилизировали боеприпасы. Сроки подъема «утопленника» неоднократно переносились из-за неблагоприятных погодных условий, пока 28 февраля 2019 года «Helge Ingstad» не удалось поставить на ровный киль и извлечь на поверхность. 3 марта того же года «утопленника» доставили туда, куда «триста тринадцатый» так и не смог попасть 8 ноября 2018-го — в базу Хаконсверн.

Последующее освидетельствование корабля выявило крайне удручающую картину. Объем разрушений, полученых «Helge Ingstad» в результате тарана танкера и затопления, оказался столь велик, что построить новый фрегат было явно дешевле, чем реанимировать старый. Посему многострадальный «Helge Ingstad» списали и отправили на утилизацию, за которую государству пришлось заплатить 60 млн крон.

Так ВМС Норвегии лишились совсем нового фрегата, постройка которого обошлась в 4,3 млрд. крон (420 млн. евро).

Вахтенному офицеру затонувшего в 2018 году норвежского фрегата предъявлены официальные обвиненияШторм на горизонте

Естественно норвежская общественность «жаждала крови» и требовала предъявить виновных. Но, как уже было сказано выше, даже те немногие причины гибели корабля, которые Военное ведомство Норвегии рискнуло опубликовать в январе 2021 года, выглядели весьма скандально. Чтобы не превратить скандал в шторм, способный вышвырнуть все командование ВМС Норвегии из их теплых кресел на скамью подсудимых, норвежское Минобороны постаралось умолчать о том, что:

  • Вахтенный офицер, находившийся в момент столкновения на мостике фрегата, не имел достаточного опыта для самостоятельного управления кораблем. В решающий момент вахтенный офицер полностью утратил контроль над обстановкой, что привело не только к столкновению с танкером, но и к посадке фрегата на мель у нефтяного терминала;
  • 6 человек, которые по расписанию должны были постоянно находиться на мостике «Helge Ingstad», предпочитали большую часть вахты торчать в корабельной столовой;
  • Вместо положенных 2 сигнальщиков, вахту на фрегате нес 1, да и тот занял свой пост за десяток-другой минут до столкновения, а потому не успел разобраться в окружающей обстановке;
  • Экипаж «Helge Ingstad» считался успешно прошедшим полный курс тренировок по управлению своим кораблем и борьбе за живучесть, хотя на деле значительная часть таких тренировок на корабле вообще не проводилась. Вывод AIBN звучал весьма показательно: «Экипаж фрегата своими действиями нарушил 53 из 88 пунктов инструкции по безопасности»;
  • Автоматическая система задраивания люков в водонепроницаемых переборках, которая должна была обеспечить непотопляемость корабля при поступлении забортной воды внутрь корпуса, на Helge Ingstad» не сработала, а экипаж корабля не сумел вовремя это обнаружить;
  • Программа расчета остойчивости корабля работала некорректно.

Вахтенному офицеру затонувшего в 2018 году норвежского фрегата предъявлены официальные обвинения

Все эти вопиющие факты стали известны лишь к лету 2022 года, когда ВМС Норвегии и генпрокурор постарались сделать главным и единственным «козлом отпущения» за ЧП с «Helge Ingstad» вахтенного офицера корабля. Естественно, тот с подобным раскладом оказался решительно не согласен, после чего стали «всплывать» все новые и новые причины гибели «триста тринадцатого». Скорее всего, к публикации данных, бросающих тень не только на многих членов экипажа «Helge Ingstad», но и на верхушку норвежских ВМС, был причастен адвокат обвиняемого, не желавший, чтобы его клиент оказался самым крайним во всей этой мутной истории.

Суд над «человеком, погубившим фрегат» начнется 16 января 2023 года и продлится примерно восемь недель. Адвокат вахтенного офицера уже заявил, что его клиент не намерен признавать себя виновным. Думаю, что чем дольше будет продолжаться суд, тем больше новых скандальных фактов, связанных с причинами гибели «Helge Ingstad», окажется предано огласке. Как бы ни хотелось норвежским адмиралам обратного, но скандал вокруг утраты фрегата действительно грозит превратиться в шторм, способный потрясти «от киля до клотика» ВМС Норвегии. Военному ведомству Королевства, надо полагать, тоже достанется. Резюмируя можно сказать, что скучать никому не придется!