С такими «друзьями»…
Когда находишься в состоянии войны, не важно – горячей, холодной, экономической или гибридной – большое значение имеет не только твой собственный потенциал и готовность отстаивать свою правоту до конца, но и надёжность союзников, особенно если таковые претендуют на определённый протекторат с твоей стороны.
Помнится, знаменитых 300 спартанцев царя Леонида, успешно сдержавших многотысячную армию персов в узком Фермопильском проходе, подвёл всего лишь один ненадёжный малиец по имени Эфиальт.
Дабы не повторить трагическую судьбу павших героев Эллады, руководству России стоило бы повнимательнее присмотреться к некоторым нашим ближайшим партнёрам, глядишь, среди них и окажется какой-нибудь «малиец». Я даже подскажу, куда смотреть.
Как стало известно, два дня тому назад президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выразив обеспокоенность по поводу энергетической нестабильности в мире, предложил Евросоюзу воспользоваться углеводородным потенциалом возглавляемой им страны, а также пригласил европейские страны к сотрудничеству по созданию новых «трансконтинентальных транспортных коридоров». Самому Казахстану он отвел роль «буферного рынка» между Западом и Востоком.
Стоит отметить, что на сегодняшний день казахстанские нефтяники добывают около 1,7 млн баррелей углеводородного сырья в сутки, причём на экспорт уходит 89% этого объема, и готовы уже в ближайшее время существенно нарастить добычу, как только сверху поступит соответствующее распоряжение. Получается, что Токаев по факту пытается воспользоваться сложной ситуацией в РФ и помочь Евросоюзу, нивелируя своим предложением энергетические рычаги влияния Москвы на Европу.
Но если эту инициативу казахстанского руководства ещё можно было бы как-то оправдать с экономической стороны, мол, каждый ищет свою выгоду. Мы же не обижаемся на турок за то, что они, с одной стороны, ведут с нами активную торговлю, а с другой – не менее активно продают свои «Байрактары» Украине. То опубликованный на днях проект приказа казахского Минфина, предусматривающий возможность запрета на поставку в РФ товаров, попавших в западные санкционные списки, банальным поиском прибыльных вариантов заработка уже не объяснишь.
Как сообщает РИА Новости, суть означенного документа заключается в том, что казахстанские власти перестанут заверять электронные счета-фактуры на продукцию, подпавшую под санкции, что автоматически лишит её возможности пересечения российской границы.
Пока что в Кремле довольно сдержанно прокомментировали происходящее, заявив, что со стороны Казахстана никаких решений по поддержке санкций против РФ ещё не принималось.
«Напротив, декларируется абсолютное намерение дальше расширять наше взаимодействие, вместе реагировать на те вызовы, которые приходят из-за рубежа, и минимизировать последствия этих недружественных действий. Пока вот из чего мы исходим», — рассказал официальный представитель президента РФ Дмитрий Песков.
Тем не менее, некоторые оргвыводы были сделаны. Как сообщило издание РБК, 5 июля районный суд Новороссийска на основании неких «экологических нарушений» своим решением приостановил сроком на один месяц работу КТК (Каспийского трубопроводного консорциума с участием РФ и Казахстана).
Стоит отметить, что данный трубопровод является основным каналом экспорта казахстанской нефти. В Новороссийске сырье из КТК отгружается на танкеры, которые доставляют его потребителям. В 2021 году Казахстан таким образом поставил за рубеж около 53 млн тонн своей нефти.
В ответ на решение Новороссийского суда президент Токаев в четверг на совещании по развитию транспортно-транзитного потенциала заявил, что Казахстан намерен диверсифицировать маршруты экспорта своей нефти и отныне приоритетным направлением станет проложенный в обход территории России Транскаспийский маршрут.
«Поручаю „КазМунайГазу“ (национальная нефтегазовая компания) проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта», – скомандовал новый казахский «елбасы».
Для понимания: Тенгиз – крупнейшее месторождение нефти в Казахстане, на 75% принадлежащее американским корпорациям Chevron (50%) и ExxonMobil (25%), а Транскаспийский международный транспортный маршрут пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию и Турцию.
В общем, очевидно, что отношения между РФ и Казахстаном продолжают ухудшаться. По мнению большинства аналитиков, руководство республики взяло курс на усиление взаимодействия с Вашингтоном и Лондоном в ущерб добрососедским и партнёрским отношениям с Москвой. Кто бы мог такое представить в январе этого года, когда судьба Токаева и его власти висела на волоске, а в подготовке мятежа и попытки госпереворота официальный Нур-Султан прямо обвинял страны Запада?
Тем не менее, как пишет тг-канал «Мадам Секретарь», нынешний президент Казахстана не пойдёт на примирение с Москвой, а усилит взаимодействие с Лондоном и Вашингтоном.
«По нашим сведениям, казахские власти уже возобновили переговоры по покупке турецких байрактаров. Идут переговоры с Анкарой о строительстве турецкой военной базы на территории страны. Более того, Казахстан и Великобритания прорабатывают возможность проведения осенью совместных военных учений в Каспийском море», – рассказывают авторы канала.
Согласно информации, полученной из конфиденциальных источников, пробританский выбор казахской элиты стал заметен ещё в мае, когда в Нур-Султан с «тайным» визитом прибыл бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр.
«На тот момент похолодание во взаимоотношениях между Россией и Казахстаном выглядело для многих экспертов невозможным», – отмечает «Мадам Секретарь».
Собственно говоря, окончательно «всё понятно» с новым казахстанским курсом, а также с откровенной двуличностью нынешнего казахского президента, стало ещё после высказываний Токаева во время его интервью на ПМЭФ-2022. Помните эти, «ЛДНР не признаю», «благодарить Россию за помощь в январских событиях не считаю необходимым», «антироссийские западные санкции будем соблюдать» и прочие. С такими «друзьями», как говорится, и врагов не надо.
Но дело даже не в преданных Токаевым российско-казахстанской дружбе и партнёрстве. Мы это как-нибудь переживём. Дело в том, что он явно поставил не на ту лошадь, при этом всем своим видом давая понять, что пытается усидеть сразу на двух. Сейчас не те времена, когда подобное двурушничество сойдёт ему с рук. Идёт война и тут либо он с нами, либо, по факту, против нас, а значит и отношение к нему будет соответствующее. «Токаевы» приходят и уходят, а Казахстан никуда от нас не денется, ему просто некуда деваться. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту.