Украина врёт: сухогруз с зерном в Турции никто не задерживал
Один из членов экипажа сухогруза «Жибек Жолы» под российским флагом, находящийся на якорной стоянке в Турции заявил, что корабль покинет её и отгрузит зерно на накопительное судно.
«Как таковых проблем нет, но судно стоит, чтобы не терять деньги, планируется уйти к накопительному судну и выгрузиться. Потом, когда большой накопитель загружается, он следует в порты и разгружается», — сообщил ТАСС, уточняя, что сухогруз планирует покинуть якорную стоянку.
Член экипажа добавил, что пока не определено, к какому накопительному судну проследует сухогруз с зерном. Ранее экипаж сообщал, что «Жибек Жолы» находится на якорной стоянке в связи с невозможностью захода в порт из-за погодных условий.
В свою очередь, пресс-секретарь МИД Украины Олег Николенко сожалеет, что судну дали покинуть турецкий порт Карасу.
«Мы сожалеем, что российскому судну «Жибек жолы», которое было заполнено украденным украинским зерном, было разрешено покинуть порт Карасу, несмотря на представленные турецким властям доказательства уголовного дела. Посол Турции в Киеве будет приглашен в Министерство иностранных дел Украины для разъяснения этой неприемлемой ситуации», — сообщил он.
Министерство иностранных дел Украины своим официальным заявлением выразило свою разочарованность ситуацией.
«Разочарованы отказом Турции арестовать российское судно «Жибек Жолы» с незаконно вывезенным из Украины зерном. Игнорируя обращение украинской стороны, вечером 6 июля судно было отпущено. Украинская сторона с глубоким разочарованием восприняла указанную информацию и обращается к турецкой стороне с настоятельной просьбой провести расследование указанной ситуации и предоставить исчерпывающий ответ на запросы соответствующих органов власти Украины, а также всеми средствами предотвратить подобные случаи в будущем», — говорится в сообщении.
Ранее турецкая газета Aydınlık сообщила, что Турция не задерживала шедший под российским флагом сухогруз «Жибек Жолы». По ее данным, грузовое судно находилось на рейде возле черноморского порта Карасу. Издание также обвинило посла Украины в Анкаре в провокации и закладывании политических мин. Сотрудники турецкой таможенной службы, к которым обратилась газета Aydınlık, утверждают, что информация о «задержании» судна — и уж тем более о его «аресте» — не соответствует действительности.
«Посол Бондар хотел заложить политическую мину в зерновой коридор, открытый благодаря турецко-российским соглашениям и оцененный во всем мире. На зерне не написано, кому оно принадлежит», — отмечается в издании.
Тем временем министр индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Каирбек Ускенбаев указал, что власти республики могут расторгнуть договор с компанией, арендовавшей судно «Жибек Жолы», в случае нарушения правовых норм.
«Если он (арендатор) занимался какой-то деятельностью, которая не соответствует правовым нормам, которые приняты в Казахстане и в международном праве, то, конечно, данный договор будет расторгнут и это судно будет отозвано», — объяснил журналистам глава ведомства.
Ускенбаев считает, что правовую оценку данной ситуации может дать турецкая сторона. Только после этого будет понятно, есть ли правовые последствия для расторжения и возврата этого судна или нет.
Тем временем разъяснений ситуации от турецкой стороны ожидает и Россия. В посольстве РФ в Анкаре сообщили, что до сих пор не получили уведомления от Турции по этому вопросу. Ранее официальный представитель Кремля Дмитрий Песков заявил, что у Москвы нет информации о том, что судно под российским флагом было задержано в Турции.
«Если будет задержание или конфискация, турецкая сторона должна сообщить нам об этом по каналу нашего посольства или консульства», — сказал пресс-секретарь президента РФ.
О необходимости разобраться в ситуации заявил и глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
«Надо разбираться в этой ситуации, — сказал министр в ходе пресс-конференции. — Судно вроде бы действительно российское — под флагом России, принадлежит, по-моему, Казахстану, а груз шел по контракту между Эстонией и Турцией».
Судно «Жибек жолы» находится в собственности дочернего подразделения компании «Казахстанские железные дороги» — фирмы KTZ Express Shipping. Ранее в компании сообщили, что 26 октября 2021 года судовладелец KTZ Express Shipping заключил договор фрахтования судна без экипажа с российской компанией ООО «Грин-лайн» до 30 ноября 2022 года. В свою очередь она заключила контракт на перевозку зерна с Украины в Турцию с эстонской компанией Mangelbert.