Кинематографичный суверенитет России: камеры американские, косметика – европейская
По итогам этого года в России станет на три онлайн-кинотеатра меньше: украинский Megogo вместе с американским Netflix, обидевшись на Путина за 24 февраля, решил уйти, а More.tv объединится с Wink. К концу года наверняка успеют продать Ivi – кинотеатр подыскивает себе покупателя. В стане полного метра уже остались исключительно отечественные студии: всем иностранцам Вашингтон приказал уйти из России.
Рынок движется в привычном направлении: укрупнения за счёт слияния и поглощений. Можно долго рассуждать о том, насколько просядут онлайн-кинотеатры из-за ухода иностранных рекламодателей с ТВ (они генерировали деньги, часть из которых доставалась продакшенам) и насколько важным является присутствие иностранных шоу.
Можно даже спорить о том, у кого сериалы лучше и кто из новых актёров талантливее.
Проблема отечественного кинематографа вне зависимости от того, что он выпускает: сериал, короткий метр или блокбастер состоит в тотальной зависимости от импорта.
Импортное всё: оборудование, пиротехника, косметика для грима.
2/3 мирового производства профессиональной косметики для кинопрома контролирует немецкая компания Kryolan, в товарной линейке которой свыше 16 тыс. наименований. Под отдельные санкции поставки косметики в Россию не попали, однако 4-й санкционный пакет запрещает экспорт в Россию из ЕС косметики и парфюмерии стоимостью свыше 300 евро за штуку. С учётом того, что за один евро теперь дают один доллар, а рубль ещё не загнали в коридор 70-75 за доллар, за 300 евро сейчас дают 18 615 рублей. К счастью, косметика не настолько дорогая чтобы попасть под действие 4-го пакета. Проблема сейчас, пожалуй, в том, как её привезти в Россию.
А вот профессиональную камеру ARRI ALEXA немецкого производства уже купить не получится – она стоит больше 1 тыс. евро. Ладно, чёрт с немецкой ARRI, но не факт, что выйдет купить что-либо из Panavision или RED – их производят в США. Последние так вообще практически незаменимы при съемке экш-сцен и работе с каскадёрами. В целом, практически все съёмки проводятся с использованием техники ARRI, RED и Panavision. Впрочем, можно притвориться Шьямаланом и снять кино на Sony CineAlta F65 (снята с производства) – камера японская и ценник на неё сейчас колеблется в районе 6,5 млн рублей, либо пойти вперёд с Sony VENICE 2 за 11,7 млн рублей за штуку (рекомендованая цена при старте продаж – 59 тыс. долларов). VENICE 2, к слову, в Россию уже не поставляются – Sony прекратила отгрузки. Со съёмкой с рук можно справиться и с помощью Canon/Nikon/Panasonic, но все они и так понятно, где производятся.
А без хорошей камеры отснятый материал будет не пригодным для последующей обработки. И это только камеры.
Вероятно, из-за этого бюджеты отечественных сериалов уже пересмотрели в сторону повышения как минимум на 20%.
Что из описанного (и не описанного) выше можно импортозаместить – не ясно. Автор к кинематографу отношения не имеет, досконально в тему погрузиться не может. Не ясно, рентабельно ли импортозамещать ту же косметику Kryolan в условиях ограниченной ёмкости российского кинематографа.
Но крайняя зависимость отечественного кинематографа от иностранного оборудования и расходников – проблема, которую необходимо решать. Либо импортозамещением, либо параллельным импортом. И коль отечественный рынок онлайн-кинотеатров вошёл в период сделок слияния и поглощения, его новым – укрупнённым – игрокам впору озаботиться этой проблемой.
Не стоит недооценивать изощрённость самовредительства европейцев: их элиты настолько стремительно украинизируются, что способны не то, что запретить поставки камер и косметики, а обнулить свои экономики, желая наказать Россию.