Россия прекращает доступ к нефти из Казахстана для мировых рынков по экологическим соображениям
Мировая добыча нефти постепенно увеличивается, рост экономики тянет вслед за собой рост потребительской активности. Увеличению грузопотоков по логистическим маршрутам по воде, земле и воздуху так-же способствует международная торговля. Экспортная продукция, которая проходит через транзитные страны — приносит дополнительный доход в их бюджет за счёт пошлин и тарифов, но иногда получение финансовой прибыли может отойти на второе место по экологическим соображениям.
Поиск выгодных позиций между Россией и Западом для Казахстана в последнее время стал более интенсивным и на международной арене казахстанские политики оказывают поддержку России в некоторых вопросах. Да вот только проект приказа о запрете поставок товаров из Казахстана в Россию, которые бы не хотели на Западе — уже подготовлен, таким образом в Казахстане пытаются уйти от ограничений за невыполнение европейских и американских требований.
При этом остановок пока никаких не происходит, проект приказа проходит согласование и даже наоборот высказываются надежды на укрепление торгово-экономического сотрудничества, но вот только каким образом его можно укрепить, если там действительно перестанут пропускать электронные счета-фактуры для отгрузки продукции в Россию? Зато в вопросах прокачки казахстанской нефти через Россию видимо не будет никаких сложностей, ведь это выгодно республике.
Каспийский трубопроводный консорциум КТК, который принимает 2/3 всей казахстанской экспортной нефти — имеет конечный пункт в Новороссийске и от местных судебных органов поступило решение о прекращении транзита из-за экологических нарушений компании-транспортёра. Пока отгрузки нефти осуществляются в прежнем режиме, компания обжалует постановление и ситуация сохраняет неопределённость.
Казахстан конечно не входит в десятку лидеров добычи нефти, но удерживает прочные позиции во второй десятке, добывая примерно 1,8 млн. баррелей в сутки. На первом месте в списке добытчиков нефти находится США, на втором Россия, на третьем — Саудовская Аравия, на четвёртом — Канада. Казахская нефть из российского терминала расходится потом по странам Восточной Европы и США, в прошлом году российским транзитёром было обработано более 60 млн. тонн такой нефти.
Причины
Компания КТК в России, которая принимает казахскую нефть и отправляет её дальше в другие страны — допускает ряд экологических нарушений, которые предписано устранить до 30 ноября местным транспортным надзором. Не смотря на это было принято решение остановить работу КТК до устранения нарушений, которые были допущены руководством транзитного консорциума, но исполнение этого постановления, по словам руководства компании — может усложнить получение нефти европейскими и американскими абонентами.
Естественно такая формулировка, направленная на уклонение выполнений российского регулятора — не пройдёт в современной России, пусть те, кто получают эту нефть — дадут срочно денег на устранение нарушений и выполнение требований надзорных органов, вот и всё решение. Нарушать экологию ради чужих финансовых интересов — это конечно не самый лучший способ кооперации, к тому-же обходные пути не в состоянии обеспечить транзит казахской нефти по другим направлениям и смогут прокачать лишь треть от тех объёмов, которые проходят через КТК.
Акционеры компании, которая может на месяц потерять возможность транзита нефти — тоже могут быстро дать денег на требуемые работы, но за чей же счёт это будет происходить? России принадлежит 31% акций компании; Казахстану 20,75%; Chevron 15%; Лукойлу 12,5%; Exxon 7,5% и Rosneft-Shel KVL 7,5% (источник: статья в газете «Коммерсантъ»). Получается российским владельцам принадлежит лишь треть компании и остальные иностранные акционеры должны обеспечить финансирование программы по устранению нарушений, которые были выявлены специальной комиссией.
Следовательно в ближайшее время доступ казахстанской нефти на иностранные рынки может быть ограничен, но это всего 1%. В компании КТК говорят, что выполнение этих требований по экологии может нарушить логистику и остановить отгрузку, на а разве это кого-то должно беспокоить в России? Удивительная отговорка, чтобы не выполнять экологические предписания — явно не будет иметь ожидаемого действия.
Как будут развиваться события будет интересно узнать и скоро ситуация явно начнёт меняться. Интересно послушать Ваши комментарии по поводу того, что Вы думаете про всё это, будут ли иностранные владельцы выполнять российские требования или предпочтут дождаться остановки терминала?