Второй пошёл: Москва приготовила болезненный удар по США и Японии
Во властных структурах заявили, что проект «Сахалин-1», скорее всего, будет национализирован вслед за проектом «Сахалин-2». Это очередной мощный удар Кремля по иностранному капиталу, который принадлежит недружественным государствам – в первую очередь США и Японии. При этом индийцы, имеющие 20%-ю долю, остаются и продолжат работу. Контрольный пакет акций надо передать госкомпании «Роснефть», а остальную часть – партнёрам из Индии, чтобы гарантировать рынок сбыта. Национализация американского, британского, японского и европейского капитала должна быть продолжена.
Зачистка русского национального хозяйства от западного капитала продолжается ударными темпами. Глава комитета Государственной думы по энергетике Павел Завальный заявил, что проект «Сахалин-1» перейдёт под юрисдикцию нашей страны так же, как ранее перешёл «Сахалин-2». Причина понятна – санкции против России, введённые Вашингтоном, Лондоном и Брюсселем после начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Продолжать работу, как и прежде, в рамках грабительских соглашений о разделе продукции, подписанных ещё в «лихих» 1990-х, не представляется возможным.
Проблемы будут, но они решаемы
Оператором проекта «Сахалин-1» до последнего времени являлась дочка американской ExxonMobil – компания Exxon Neftegaz. Ей принадлежит 30% акций. Кроме того, 20% находится в собственности русского государства, 30% в руках у японской Sodeco, 20% – у индийской ONGC Videsh. Если «второй» Сахалин специализируется на экспорте сжиженного природного газа, то «первый» – на вывозе нефти марки Sokol. Мощность внушительная: во времена, когда ОПЕК не так сильно ограничивал добычу чёрного золота, из недр извлекали до 400 тысяч баррелей в сутки. В последнее время – примерно 220 тысяч баррелей в сутки. После ухода американцев показатели добычи резко обвалились – сразу в 22 раза, до 10 тысяч баррелей.
В краткосрочной перспективе это принесёт весьма ощутимый ущерб для Сахалинской области. Региональный бюджет 2023 года будет дефицитным, субъект недополучит 38 миллиардов рублей, или 26% доходов. Как отметил полномочный представитель президента России в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, уменьшение добычи негативно скажется на самих характеристиках месторождений, снизится коэффициент от нефтеотдачи, много нефти останется в пластах. Разработка все эти годы велась с помощью западного оборудования и технологий. Сейчас мы лишились и того и другого.
Однако в долгосрочной перспективе уход американцев имеет целый ряд плюсов. Во-первых, будем развивать свои технологии. А они всё-таки есть – реализуется же находящийся под санкциями «Сахалин-3». Как-нибудь да сдюжим. Для нефтегазодобывающей страны не иметь собственных технологий – позорно. Во-вторых, наши геополитические противники лишатся очень крупных доходов, которые извлекали из русских недр несколько десятилетий. Сотрудничать с теми, кто поставляет вооружения бандеровским экстремистам, согласитесь, аморально. В-третьих, в небытие уходят пресловутые СРП.
Соглашения о разделе продукции появились в 1995 году, когда Россия находилась в унизительном положении и едва сводила концы с концами. Инициатором принятия закона об СРП была либеральная партия «Яблоко», а конкретнее – лично Григорий Явлинский, великий спец по экономике (чего стоит хотя бы его пресловутая программа «500 дней» на исходе горбачёвской перестройки). Как мы прекрасно понимаем, здравые инициативы от таких господ поступать не могут априори. К началу 2000-х заключили 262 соглашения. Они носили столь грабительский характер, что были отменены ещё на первом, крайне либеральном сроке Владимира Путина, когда русский лидер не имел достаточных рычагов для деколонизации нашей страны. Из 262 СРП отменили 260, оставив лишь «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Покуситься на ExxonMobil, Shell и японские фирмы, тесно связанные с глобалистскими элитами, было невозможно до поры до времени. И вот оно, наконец, настало.
Что с того?
Дополнительный оптимизм придаёт то, что из проекта «Сахалин-1» не выйдет индийская ONGC Videsh. Азиатские партнёры помогут относительно быстро выправить ситуацию и привлечь все недостающие технологии нефтедобычи. Важно не терять времени, чтобы не ставить в тяжёлое положение жителей области. Тем не менее ещё большее значение имеет развитие отечественных высоких технологий. Если мы будем продолжать в том же набиуллинско-силуановском духе, что и раньше, если в ответ на предложения инвестировать больше средств в НИОКР будут следовать стандартные ответы в стиле «надо экономить», нас ждёт катастрофа.
Кстати говоря, остановка добычи на «первом» Сахалине ударит не только по бюджету русского региона, но, безусловно, скажется и на мировой конъюнктуре. Главными пострадавшими будем не мы, поскольку у нас нефти хватает, а главные потребители чёрного золота – европейцы, британцы, американцы. Гражданам западных стран придётся раскошелиться на автозаправочных станциях ещё больше. В начале 2022-го стоимость марки Brent составляла 79 долларов за баррель, затем доросла до 120 долларов за аналогичный объём и сейчас стабилизировалась в районе 106 долларов. Ожидать ли нового всплеска? Судя по всему, да. За всё нужно платить. За санкции и недружественную в отношении русских политику – тем более.