В России отказываются транзитировать грузы по прибалтийским железным дорогам в прежнем объёме

В России отказываются транзитировать грузы по прибалтийским железным дорогам в прежнем объёме

Когда торгово-экономические отношения выгодны для обоих сторон, то они будут укреплять экономику участников торговли, но иногда бывает, что ничего не продавая и не производя в промышленном масштабе — можно получать хорошую финансовую прибыль, например обеспечивая транзит через свою страну чужих товаропотоков.

Совсем не работать при этом конечно не получится, необходимо обеспечить квалифицированными работниками логистическую инфраструктуру, которая бы обрабатывала грузы в терминалах. Для этого нужны многие тысячи крановщиков, железнодорожников, слесарей, электриков, машинистов, сварщиков, механиков и многих других профильных профессий.

Фактический чужой транзитный экспорт даёт работу всем этим людям и вместе с тем доходы в местный бюджет

Сокращение грузопотоков через Прибалтику начало происходит ещё давно, в 2019 году зафиксировано снижение более чем на 12%, а на сегодня фактически грузоперевозки российских и белорусских грузов через прибалтийские порты вдвое сократились а по некоторым товарным группам и вовсе прекратились. Соответственно половина инфраструктуры по обеспечению логистики — попросту не нужны, как бы это не было печально для работников на местах.

Вот если бы Россия согласилась транзитировать свои грузы через эти порты в прежнем объёме и стала бы платить завышенные транзитные пошлины, то конечно повода для беспокойства у владельцев прибалтийских железнодорожных и портовых компаний естественно бы не было, но сегодня всё иначе.

Чтобы например Эстонии было легче чувствовать «заботу» Европы, норвежский танкер привозит им газ издалека и естественно не задаром, это по их мнению куда лучше, чем использовать российский газ, который намного дешевле и раньше давал возможность заработать эстонским предприятиям. С норвежским газом добавленная стоимость на произведённые товары будет минимальной и рентабельность энергоёмкого производства заметно снизится.

Норвежский танкер уже третий раз приезжает за последние 3 месяца (источник: статья газеты «Известия»), получается ценообразование по зимним расходам электричества в Эстонии будет происходить уже исходя из новой формулы, где будет отражена немалая стоимость норвежского «спасительного» газа. Как это поможет экономике справиться с вызовом — пока не понятно, в остальных прибалтийских странах схожая ситуация по газу.

Глава Калининграда вообще требует полностью остановить транзит любых грузов через Россию на территорию Прибалтике в качестве ответных мер (подробнее: статья «Московский комсомолец»). Губернатор Алиханов предлагает запретить как въезд грузов из Прибалтики в Россию, так и их вывоз, что причинит серьёзные трудности экономикам прибалтийских стран. Ответные российские действия должны последовать в любом случае и это ещё сильнее усложнит ситуацию с прибалтийскими железными дорогами.

Проекты по развитию железных дорог в Прибалтике давно приостановлены, электрификация новых направлений и строительство новых веток просто бессмысленно без прежнего объёма грузов из России и Белоруссии, которые обеспечивали занятостью всю логистическую инфраструктуру. Но самое главное, в бюджет прибалтийских стран больше не поступают прежние финансы за транзитные пошлины за иностранные грузопотоки.

В России предлагают выгодное торгово-экономическое сотрудничество, но в Прибалтике не воспользовались этим предложением, поэтому поиск новых путей для заработка — это актуальная тема, многих уже распустили в неоплачиваемые отпуски, часть компаний уже начали продажи оборудования, которое задорого покупать никто не хочет.

Российские компании отказываются транзитировать грузы в прежнем объёме через Прибалтику не только потому, что дорогие тарифы и сложности с оформлением документов, просто надо развивать российский порт в Усть-Луге и чем раньше грузопоток замкнётся на отечественные мощности — тем лучше. Финансовую прибыль за транзит в таком случае будут получать не прибалтийские компании — а российские.