Запас прочности Франции на пределе: отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Запас прочности Франции на пределе: Юшков объяснил отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Франция пошла на отчаянный шаг — решила национализировать компанию Électricité de France (EDF) — крупнейшего производителя электроэнергии в стране. Эксперт по энергетике Игорь Юшков объяснил в беседе с «Народными Новостями», что Париж близок к пределу прочности с точки зрения роста цен на газ, а в будущем ситуация будет лишь усугубляться.

Напомним, о планах по национализации EDF объявил министр финансов Франции Бруно Ле Мэр. По его словам, Елисейский дворец делает все возможное, чтобы избежать энергетического коллапса.

«Мы стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы избежать этой ситуации. Но каждый должен понимать, что (…) нам придется столкнуться с трудностями. Нам нужно перестроить энергетическую политику Франции, поэтому я, президент Макрон и премьер-министр Борн решили приватизировать EDF. Это лучший способ защитить энергетическую независимость Франции», — констатировал министр.

Также, считает Ле Мэр, стране стоит готовиться к полному прекращению поставок газа из России. На этот случай Париж рассматривает план, подразумевающий сокращение потребления газа домохозяйствами и предприятиями. Также французские власти допускают сокращение объемов производства и делают ставку на сжиженный природный газ (СПГ).

Запас прочности Франции на пределе: Юшков объяснил отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Национализация не поможет

Национализация крупнейшего французского производителя электроэнергии носит более ритуальный характер, нежели практический, отметил эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, де-факто EDF уже давно находится под контролем Парижа. Сейчас основная задача властей — не допустить схлопывание экономики.

«EDF итак по сути была государственной компанией. Национализация происходит в отношении небольшого количества акций. Фактически для компании ничего не меняется. Для Франции это даже в какой-то степени благо — выход из ситуации. Во всей Европе государства приходят к субсидированию внутреннего рынка. Они понимают: дальнейший рост на газ и электроэнергию будет убивать экономику, всячески давить на потребителя. В итоге последний просто не сможет оплачивать счета», — прокомментировал наш собеседник.

Запас прочности Франции на пределе: Юшков объяснил отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Франция — не единственная страна Евросоюза, которая идет по пути госрегулирования энергетического сектора, продолжил специалист. Стратегия европейских политиков сводится к тому, что они заливают экономику деньгами. Это выражается в прямых дотациях энергетической отрасли, фиксации тарифов или национализации. Европа не просто борется с энергетическим кризисом — на карту поставлена вся экономика ЕС.

«Здесь речь идет не о попытке избежать энергетический коллапс, а, скорее, экономический. Чем дороже газ, уголь, нефть и все остальное, тем дороже электроэнергия, и в итоге мы видим, что потребитель (прежде всего промышленность) не может себе позволить производить товары и вынужден закрывать производство. В той же Франции любят бастовать. Там люди выйдут на митинги, это ударит по властям. Это большие проблемы. То есть национализация — одно из немногих действий, которое может предпринять государство, чтобы не уничтожить экономику», — отметил эксперт.

Запас прочности Франции на пределе: Юшков объяснил отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Лучше не будет

В краткосрочной перспективе национализация или иные способы Франции и прочих стран ЕС поддерживать на плаву энергетическую отрасль могут дать положительный эффект. Однако, заглянув в ближайшую перспективу, становится ясно — будет только хуже. Здесь играют два основных фактора. Первый из них — сокращение поставок по «Северному потоку».

«Ситуация на энергетическом рынке Европы продолжит усугубляться. Сейчас «Северный поток» уходит на регламентные работы на 10 дней. Газа будет еще меньше, а, значит, он станет еще дороже и дефицитнее. Плюс играет роль и жара: воды в хранилищах атомных станций меньше, они вырабатывают меньше электроэнергии. Гидростанции тоже вырабатывают немного. Возобновляемые источники работают нестабильно, в зависимости от погодных условий. Ничего хорошего ожидать не стоит», — констатировал собеседник НН.

Запас прочности Франции на пределе: Юшков объяснил отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Европейские страны пытаются закрыть дефицит трубопроводного российского газа с помощью СПГ, но и здесь они могут столкнуться с большими проблемами. Второй фактор, влияющий на положение энергетического рынка Европы, — поведение азиатского рынка.

«Азиатские потребители во втором полугодии скорее всего включатся в гонку за сжиженным природным газом — им тоже надо готовиться к отопительному сезону. Из-за этого газ может стать ее дороже. Компенсировать все это будет еще сложнее за счет государственных денег», — подытожил Юшков.

Запас прочности Франции на пределе: Юшков объяснил отчаянный шаг Парижа в сфере энергетики

Эксперт добавил, что Франция имеет инструменты для влияния на энергетический рынок. Например, может надавить на Украину, чтобы она пропускала газ по всем направлениям своей ГТС. Сейчас Киев пропускает российский газ только через газоизмерительную станцию «Суджа», а через «Сохрановку», которая перешла под контроль ЛНР — нет. Если Париж договорится с Киевом, получит дополнительные поставки. Однако пока о подобных переговорах не слышно.