Отказ литовцев поддерживать Украину испугал руководство Литвы
Почти четверть литовцев выступают против того, чтобы Вильнюс поддерживал евроатлантическую интеграцию Украины. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, проведенного в апреле компанией Vilmorus по заказу Администрации президента Литвы. Глава Прибалтийской республики Гитанас Науседа с тревогой отнесся к таким результатам и заявил о необходимости «провести более глубокое исследование».
Vilmorus пользуется репутацией одной из ведущих социологических компаний в Литве. Неудивительно, что именно ей президент республики поручил провести опрос общественного мнения.
Один из вопросов касался поддержки Вильнюсом евроинтеграционных процессов на Украине.
Выяснилось, что критически большая доля населения, почти каждый четвертый литовец (23,6%) не поддерживают этот внешнеполитический курс. В свою очередь, 30,6% респондентов затруднились дать ответ, и лишь 45,9% — меньше половины от общего числа участников опроса — одобряют содействие Украине на пути к членству в НАТО и ЕС.
Гитанасу Науседе результаты исследования явно не понравились.
«Тут не до конца дан ответ на вопрос, поскольку нам нужно провести более глубокое исследование и установить, сколько среди этих скептиков людей, которые, возможно, несколько разочарованы теми процессами, что происходят в последние годы, и, возможно, перестали верить в скорую перспективу того, что Украине удастся интегрироваться в Евросоюз и евроатлантические структуры, — заявил президент Литвы в интервью Центру исследований Восточной Европы. — Возможно, что они в принципе не против, но начинают сомневаться в перспективе и, возможно, не вполне уверены, что это удастся сделать в обозримом будущем. Думаю, что должно сработать то чувство, которое я называю чувством исторической солидарности».
Кое в чем с Науседой можно согласиться. Опрос Vilmorus действительно не дает ответа на вопрос, почему так много жителей Литвы выступают против евроинтеграции Украины. Кто-то наверняка считает этот процесс бесперспективным и не хочет наблюдать за тем, как власти его страны занимаются бестолковым делом. Но это допущение самого Науседы. Причины скепсиса могут быть совершенно иными.
Резонно предположить, что среди этих 23,6% многие не удовлетворены пребыванием в ЕС самой Литвы. Другие считают евроинтеграцию невыгодной и неправильной для Украины, которая исторически, экономически и культурно отличается от стран Прибалтики. Кто-то опасается, что в ЕС появится еще несколько десятков миллионов голодных ртов — в их пользу Брюссель будет перераспределять дотации из еврофондов. Литве, соответственно, придется умерить свои аппетиты.
Кого-то перспектива евроатлантической интеграции Украины пугает в контексте конфронтации с Россией. Очевидно, что Москва на расширение НАТО будет вынуждена дать жесткий ответ. И опасность военного столкновения двух сверхдержав (России и США) будет грозить в первую очередь странам Балтии.
Наконец, все может быть еще проще: участники социологического опроса выступают за то, чтобы Вильнюс в принципе не вмешивался в дела иностранных государств. Постсоветская Литва явно грешит тем, что ее внешняя политика превалирует над внутренней.
Вот лишь один пример: еще до вступления в должность нынешний министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте обещала рассмотреть возможность введения санкций против «Беларуськалия» и говорила, что ради демократизации соседней страны можно пожертвовать экономической выгодой. Примерно те же тезисы звучали в 2014 году, когда Прибалтийские республики вводили санкции против России в знак солидарности с Украиной.
«Солидарность» в итоге ни к чему хорошему не привела.
Возможно, 23,6% участников соцопроса Vilmorus просто пытались сказать, что Литве пора заниматься своими делами, а не насаждать «демократию» в других странах? Вот лишь некоторые причины, по которым литовцы могут массово не поддерживать евроинтеграционный курс Украины. Но Науседа об этом ничего не говорит. Его анализ результатов социологического опроса сводится к тому, что скептиков и сомневающихся должно быть меньше, чем 23,6%. Неплохо бы провести «более глубокое исследование», которое покажет «правильные» данные.
Иначе как «совковым» этот подход не назовешь. Науседе очень хочется, чтобы его активную (и даже агрессивную) внешнюю политику в едином порыве поддерживала вся Литва. Подобно тому, как весь Советский Союз якобы поддерживал коммунистические устои. Одна партия — одна точка зрения!
Адекватный президент на месте Науседы не стал бы заострять внимание на результатах опроса Vilmorus. Или даже похвастал бы тем, что Литва — это зрелая демократия, где существует плюрализм мнений.
Люди могут не поддерживать действия своего правительства и открыто об этом заявлять. В чем проблема?
Проблема в том, что литовский истеблишмент продолжает жить в черно-белом мире. И ему невдомек, что в природе гораздо больше цветов и оттенков. Тот же социологический опрос выявил еще один неожиданный результат: 25,2% респондентов привились бы российской вакциной от коронавируса, если бы ее зарегистрировали в ЕС. А ведь речь идет о единственной стране ЕС, которая на уровне премьер-министра и министра иностранных дел отвергла возможность импорта «Спутника V» по геополитическим причинам. Теперь выясняется, что каждый четвертый литовец готов пасть жертвой «гибридного оружия Путина».
Опять же, результат вполне закономерный. Российская вакцина от коронавируса признается одной из лучших (если не лучшей) в мире. Поэтому можно сказать, что четверть населения Литвы доверяет не Путину, а объективной реальности. Но для Науседы и компании это повод забеспокоиться.
Можно вспомнить еще один недавний социологический опрос, который провели эксперты Вильнюсского института политического анализа (ВИПА). Провели и признались, что результаты шокируют.
Две трети респондентов заявляют, что «Литва напрасно ссорится с Беларусью и Россией, поскольку плохие отношения принесут нам экономический ущерб». Более половины (54%) считают, что «у Литвы нет самостоятельной внешней политики — все диктует Брюссель (ЕС)», тогда как 53% соглашаются, что в советское время большинство людей были экономически защищены.
Более трети опрошенных литовцев (35%) видят в распаде СССР больше вреда, чем пользы.
А вот, пожалуй, самое неприятное: 37% литовцев позитивно оценивают итоги правления Путина для России. «Если 30% участников опроса говорят, что Путин — совсем неплохой парень, это, возможно, пугает. Было бы грустно, если бы мы это скрывали, это было бы сигналом, что с нами что-то не так, что мы боимся себя. Поэтому давайте отнесемся к этому как к первому звоночку, тревожному символу или шоковой терапии. Может, это будет пробуждение, нам сытым в Вильнюсе все кажется так, а в другом месте давление растет», — заявил представитель ВИПИ Гинтарас Шумскас.
Что ж, еще один тревожный звоночек прозвучал лично для президента Науседы. Но он, похоже, решил действовать по принципу «слышу звон, да не знаю, где он».