G7 против Китая
Оставим пока в стороне Россию, Украину и даже санкции. Нас интересуют стратегические намерения Запада по поводу Китая — и то, что Пекин сегодня все более открыто говорит о поддержке Москвы в масштабном противостоянии с Западом, лучше любых слов говорит о том, насколько серьезно относится Китай к собственному будущему.
Для начала давайте определимся с некоторыми важными штуками. Для того, чтобы страны Третьего мира начали стабильно и последовательно развиваться, им необходима инфраструктура. Любая, от транспорта и инженерных сетей до интернета, мобильной связи и даже телемедицины.
Если следовать логике и выводам ведущих исследовательских центров Запада, в эту инфраструктуру необходимо инвестировать примерно 15 трлн долларов до 2040 года. Только тогда Запад будет вправе «качать» свои права в отношении Африки, части Азии и Латинской Америки.
В противном случае эти аутентичные аборигены будут дружить с кем-то другим — и главными претендентами на эту дружбу сегодня стали Россия и Китай. Первая в силу исторических причин и хорошей репутации, второй — из-за экономических возможностей.
Так вот, на саммите Большой Семерки, наряду с самыми горячими темами, обсуждалось еще и это — к тому же, кризис в Шри-Ланке показал, как быстро любое общество может скатиться к экономической анархии, социальным протестам, бунтам силовиков и прочим «прелестям» — а это, в свою очередь, способно кардинально усилить миграционное давление на страны Запада.
Грубо говоря, голодные люди из нищих стран будут прорываться через границы любыми возможными и невозможными способами — это как раз тот случай, когда будущую проблему лучше предотвратить, нежели потом рефлексировать на нее. Тем более, что с рефлексами на Западе давно не все окей.
Итак, в результате обсуждения у Большой Семерки появился некий план. Этакий аналог европейского «Плана Маршалла» для развивающихся стран в постколониальную эпоху. Страны Семерки предложили друг другу взять на себя инфраструктурное обязательство в объеме 600 млрд долларов — да, это не 15 трлн, но хоть что-то.
Заметьте — никто даже не вякнул по поводу того, где взять эти деньги. Это даже не вопрос — их стрясут с тех же аборигенов, хотя бы в виде ресурсов. Благо, колониальное прошлое дает в этом деле бесценный опыт.
Основная задача этого плана — не позволить Китаю выстроить собственную инфраструктурную империю, влезть в которую будет уже невозможно. В этом, собственно, весь план и заключается — либо Запад отрезает китайцев от месторождений, портов и политического влияния в разных странах с интересной историей и географией, либо китайцы и русские вместе оставляют Запад на голодном пайке.
Это даже не задача дня завтрашнего, это на перспективу, которая наступит после нынешнего экономического кризиса. Тем не менее, лидеры стран Запада прекрасно осознают, что время может быть упущено безвозвратно — следовательно, китайцы и русские тоже должны пройти через кризис, дабы уравнять шансы.
Вот здесь хотелось бы высказать несколько предположений. Так сказать, некое лирическое отступление от темы разговора — хотя это именно развитие и продолжение, а не отвлеченные размышления на философские темы.
Соображение первое. Китай всегда играл в долгую. Это национальная традиция и менталитет, поэтому многие действия китайцев выглядят слишком осторожными и слишком взвешенными — и при этом, терпя периодические поражения от Запада, Китай продолжал и будет продолжать гнуть свою линию.
У меня есть смутное ощущение, что в 21 веке Россия и Китай так и не смогут перейти дорогу друг другу — вокруг столько вкусных стран для освоения, что конфликт между Пекином и Москвой кажется крайне неуместным и недальновидным. Естественно, если в наших странах не придут к власти очередные демократизаторы или нынешняя власть не наделает откровенных глупостей, что маловероятно.
Соображение второе. Обратите внимание вот на что: идеологические разногласия между капиталистическим Западом и коммунистическим Китаем отсутствуют, как явление. Вообще. Есть некоторые страхи из прошлого по поводу «красных», но об идеологическом противостоянии и борьбе и речи не идет — в конце концов, Китай стал неотъемлемой частью глобального капитализма.
А вот Россия — совершенно другое дело. Во времена СССР Запад делал все возможное и невозможное для победы над Советами — Советы кончились и что продолжает делать Запад? Правильно — он продолжает бороться с Россией, причем с Россией в любом виде. Запад боролся с Российской Империей, с Советским Союзом, теперь борется с нынешней Россией — и это крайне любопытный феномен, скажу я вам.
Он заключен в том, что это не идеологическая борьба, а цивилизационная — Россия для Запада являлась и всегда будет являться цивилизационным громоотводом, через который Запад сбрасывал противоречия, которые накопились у него внутри. Зачастую это были совершенно неразрешимые противоречия — и эти непонятные русские были очень удобными врагами со своими понятиями о чести, справедливости и правилах ведения войны.
Отсюда соображение третье. В отличие от России, не всегда для Запада внятно и членораздельно формулирующей свои задачи, цели Китая вообще остаются скрытыми. Многие из них угадываются уже постфактум, после закрепления китайцев на определенной территории или в отдельной отрасли, как это случилось с редкоземельными элементами. Аналитики способны предугадать развитие событий, но кто в наши дни слушает аналитиков?
К слову, это не шутка. В американском истеблишменте полно хороших экспертов, однако беда в том, что они по разные стороны клановых баррикад внутри страны — их энергия уходит не на благо США, а на переубеждение противостоящей стороны внутри Америки. Система противовесов и сдержек превратилась в систему противостояния и сдерживания политических процессов, что вносит свою волнующую лепту в последовательный подъем на поверхность таких невероятных ничтожеств, как Камала Харрис, Карин Жан-Пьер и Пит Буттиджич.
И вот вам картина маслом. Семерка приняла план за основу — и тут же понеслись голоса, что помощь в построении инфраструктуры будет возможна только тем, кто разделяет общие с Западом ценности.
Если следовать этому правилу строго, то из 54 стран Африки, к примеру, под это определение попадает только одна — Маврикий. Еще 22 страны могут считаться условно демократическими — полные демократии, несовершенные демократии или гибридные режимы.
Иначе говоря, исходя из нынешних западных ценностей, 31 страна Африки никак не подпадает под критерии Семерки — и, по странному стечению обстоятельств, именно эти страны считаются сегодня самыми богатыми или ресурсно обеспеченными в Африке.
Проблема в том, что в мире нет демократических дорог или авторитарных мостов — дороги и мосты либо есть, либо их нет. Никаких. Ни с ценностями и перьями в задней полусфере, ни без них.
Семерка опирается на рейтинг глобальной демократии от 2021 года, составленный Economist Intelligence Unit — и этот же рейтинг показывает, что в мире только 20% населения живет в условиях демократии, как ее понимают на Западе. Мало того, это число постоянно и неуклонно сокращается — и своими действиями G7 подталкивает оставшиеся 80% жителей планеты в экономическую орбиту Китая или политическое и военное влияние России.
Вот как это выглядит на деле: в 2021 году Китай завершил прокладку оптического кабеля вдоль восточного побережья Африки и через Средиземное море в Южную Францию — и китайцы ни на секунду не задумались о том, что кто-то более достоин доступа в глобальную сеть, а кто-то менее — в итоге все прибрежные страны от Джибути в Южной Африке до Марселя получили способ обмена данными. Невзирая на морду лица, цвет кожи и политическую ориентацию.
Примерно такая же картина и с русскими — стоит их пригласить помочь с нерешаемыми десятилетия проблемами, как они уже тут — и ведь решают быстро и качественно, что характерно. При этом русские и китайцы часто дополняют действия друг друга, пока Семерка под микроскопом ищет ценности у туземцев — в итоге «исконно французские», условно говоря, территории внезапно оказываются под чужим тлетворным влиянием.
И вот здесь главный вопрос — удастся ли Западу убедить развивающийся мир в серьезности своих намерений? Вопрос совершенно не праздный, ибо он опирается сразу на несколько факторов.
Во-первых, новый план разительно напоминает предвыборную версию дедушки Джо от 2020 года «Построить лучший мир». Учитывая, что план «Build Back Better» не сработал внутри Америки, где гарантии, что он сработает от Мозамбика до Мьянмы? К тому же, американцы готовы выделить на новый план 200 млрд долларов, что сущие копейки на фоне текущих энергетического, продовольственного и логистического кризисов — и есть очень весомые основания считать, что львиная доля этой суммы будет «освоена» еще в Америке.
Во-вторых, это так называемая «дилемма заключенного». Например, на фоне изменений климата ни одна из западных стран не рискует быть первой, ожидая, что первым окажется кто-то другой. Ответственность за неудачу в случае чего тоже ляжет на того, кто рискнул быть первым.
В-третьих, — и это крайне важно — Запад всегда рассматривал Третий мир, как геополитические театры, а не как политические субъекты. Этому уже не первое столетие — и никаких гарантий, что ситуация вот прямо завтра возьмет и изменится на противоположную.
Семь стран мира, считающих себя самыми-самыми развитыми, совершают глобальную политическую ошибку — привязывая помощь к наличию демократии в том или ином виде, они своими руками загоняют страны Третьего мира в объятия Китая и России.
Результат, похоже, будет просто потрясающим.