Американский эксперт: начинается распад однополярного мира
Единственный разумный курс действий для США — сотрудничать с Китаем и находить взаимовыгодные результаты. Инфляция наносит ущерб американским потребителям, в то время как администрация Байдена одержима внешней политикой.
В апреле меня пригласили рассказать о двусторонних отношениях между США и Китаем. В качестве названия речи я выбрал: «То, что Китай с головой погрузится в воду, не сделает Америку снова великой». Недавние события предполагают, что обновленное название будет таким: «Погружение Китая с головой в воду только ускорит кончину Америки».
Есть две причины для тонкой настройки моего заголовка. Во-первых, преднамеренная тактика Соединенных Штатов, направленная на то, чтобы воспрепятствовать росту и расширению Китая, с треском провалилась, причинив американцам еще большие трудности. Американский народ платит ужасную цену за одержимость Вашингтона Китаем. Во-вторых, приоритеты внешней политики Америки не имеют никакого смысла. Самым последним примером является заявление президента Джо Байдена о том, что США внесут 200 миллиардов долларов в пул фондов G7, чтобы конкурировать с китайской инициативой «Один пояс — один путь» (ОПОП или BRI).
Трудно сказать, где Байден найдет деньги. Даже если все страны «большой семерки» внесут свою долю средств, будет еще сложнее понять, как они могут реализовать проекты, подобные BRI, в развивающемся мире. Скорее всего, им придется отдать работу на субподряд Китаю, который знает, как это реализовать. Вдобавок к мечте Байдена о величии, он посылает Украине оружие на миллиарды долларов, чтобы продлить конфликт с Россией. Двухпартийное одобрение легко получить, когда дело доходит до войны.
Напротив, чтобы ослабить инфляционное давление на американскую внутреннюю экономику, Байден предлагает простить 18 центов за галлон (4,76 цента за литр) федерального налога на бензин в течение трех летних месяцев. Ух ты. Миллиарды на конкуренцию с Китаем и Россией и 18-центовая скидка для американского автомобилиста. В Калифорнии галлон бензина стоит более 6 долларов (1,59 доллара за литр). Экономия 18 центов на галлон от заправки едва покроет стоимость чашки кофе. В США цены на все растут; надвигается инфляция. Нет, инфляция в 8,8% уже является самой высокой за 40 лет. Вскоре американский автомобилист не сможет даже выпить чашечку кофе из-за экономии на налоге на бензин.
Байден не отрицает, что американцы сталкиваются с инфляцией. Он винит в инфляции президента России Владимира Путина и войну на Украине. Он призывает американскую общественность терпеть это «столько, сколько потребуется», чтобы победить Путина – вряд ли то обнадеживающие слова. Конечно, большинство американцев не знают, что возглавляемая США Организация Североатлантического договора десятилетиями заманивала Путина на войну с Украиной. С тех пор Вашингтон поздравил себя с успешным началом опосредованной войны — заставив украинцев воевать с русскими.
Министр обороны Ллойд Остин даже пояснил, что война преследует цель измотать силы России – пусть и за счет потерь и имущества украинцев. Успешно подтолкнув Россию к вторжению на Украину, НАТО отпраздновала это саммитом в конце июня, на котором Швеция и Финляндия были официально приняты в качестве новых членов. В то же время, подтолкнув Россию к более тесным отношениям с Китаем, организация обвинила Китай в том, что он не осуждает Россию и, следовательно, не поддерживает НАТО.
НАТО очень боится Китая. На этот саммит НАТО в качестве наблюдателей были приглашены Австралия, Новая Зеландия, Япония и Южная Корея, что свидетельствует о том, что планы расширения НАТО теперь включают северную часть Тихого океана. Просто чтобы убедиться, что никто не упустит эту цель, НАТО впервые определила Китай как потенциального противника и «систематический вызов».
Итак, в чем же заключается угроза Китая для безопасности членов НАТО? Очевидно, дело в том, что Китай доминирует в производстве товаров по ценам, с которыми Запад не может конкурировать. ВВП Китая продолжает расти, и это нервирует членов НАТО. Запад во главе с США неоднократно обвинял Китай в нарушении «международного порядка, основанного на правилах». Самым последним действием Белого дома Байдена было введение санкций в отношении товаров, произведенных в Синьцзяне, после заявления о нарушениях прав человека там. В ответ Китай на следующий день после завершения саммита НАТО объявил о размещении всего заказа на 292 коммерческих авиалайнера на сумму более 37 миллиардов долларов у Airbus, европейского консорциума, и ни одного у Boeing, другого крупного американского производителя. Это было резкое, привлекающее внимание послание Китая в ответ на бесконечные инсинуации и беспочвенные оскорбления Байдена, а также сигнал о том, что Китай готов играть жестко. Энтони Блинкен и его коллеги ошибочно истолковывают всю прошлую дипломатию Пекина как мягкую.
Команда Блинкена в Государственном департаменте, похоже, думает, что, с одной стороны, они могут выбирать проблемы для работы с Китаем, а в противном случае бичевать Пекин перечислением воображаемых нарушений международных правил. Хватит, говорит Пекин. Компания Boeing недавно сделала рыночный прогноз, согласно которому будущий спрос Китая на пассажирские авиалайнеры составит 8700 самолетов стоимостью 1,5 триллиона долларов в течение следующих 20 лет. Если США полны решимости отделиться от Китая, Boeing ждет безрадостное будущее в Китае.
Китай предлагает партнерство с ЕС. Другое послание Китая адресовано странам Европейского союза, многие из которых являются членами НАТО. Заказ Airbus подтвердил, что Китай может быть крупным экономическим партнером и не представляет угрозы для безопасности ЕС.
Инфляция в ЕС стремительно выходит из-под контроля из-за войны на Украине и санкций США против России. Если Байден думал, что вонзает кол в самое сердце российской экономики, он просчитался. Путин развернулся и привязал экспорт энергоресурсов России к рублю. Следовательно, стоимость рубля по отношению к евро достигла семилетнего максимума. Искусственный дефицит мировой нефти, вызванный санкциями США в отношении российской нефти, России не навредил. Она зарабатывает деньги, продавая свою нефть в Китай, Индию и другим покупателям по более высоким ценам. В то же время США и Великобритания как экспортеры нефти также зарабатывают деньги из-за созданного ими дефицита.
Однако основные страны ЕС, особенно Франция, Германия и Италия, являются импортерами энергоносителей, и они начинают сомневаться в целесообразности следования за лидерством США, которое, похоже, работает в пользу США и Великобритании за счет ЕС. Такие сомнения усилились, когда президент Украины Владимир Зеленский недавно заявил, что его стране нужна помощь в размере 5 миллиардов долларов в месяц, чтобы выжить и продолжать функционировать. Помимо беженцев, нехватки основных продуктов питания и инфляционного давления, лидеры ЕС должны беспокоиться о том, возместит ли дядя Сэм счет или переложит его на ЕС.
Мир начинает видеть разницу между валютами, основанными на активах, и американским долларом, основанным на «полном доверие и кредите» правительства США, другими словами, печатного станка Федеральной резервной системы.
Центральные банки различных стран начинают уменьшать свои долларовые запасы в пользу других резервных валют, наиболее популярной из которых является китайский юань. По данным Международного валютного фонда, доля доллара США в общих мировых валютных резервах упала до самого низкого уровня более чем за два десятилетия. Чтобы воспользоваться доступностью российской нефти с выгодной скидкой, Индия заключила сделку по курсу рупии к рублю и обошлась без расчетов в долларах. Впервые Индия также купила уголь в России за китайский юань.
БРИКС как еще один полюс. В то время как в Европе проходили саммиты «большой семерки», а затем и саммит НАТО, настала очередь Китая принять у себя саммит БРИКС, который он провел виртуально. На саммит 2022 года Пекин пригласил многие страны, не являющиеся членами, в качестве наблюдателей. В состав БРИКС, образованного в 2009 году, входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. Это не военный альянс, он призван способствовать сотрудничеству во имя мира, безопасности и глобального экономического развития. По сравнению с G7 население БРИКС в три раза больше, но только у него около 70% ВВП G7. На саммите 2022 года Аргентина и Иран официально подали заявку на вступление в БРИКС. С поправкой на покупательный паритет ВВП стран БРИКС+ превзойдет G7. И есть предложение создать новую глобальную резервную валюту на основе корзины валют БРИКС+ в качестве альтернативы доллару США.
Вместо того чтобы ходить по миру, собирая военных союзников и вводя санкции против стран, не желающих идти на союз с США, Китай предлагает партнерам сотрудничать на взаимовыгодной основе. С момента своего инициирования в 2013 году китайская инициатива «Один пояс — один путь» запустила более 13 000 проектов в 165 странах на сумму почти триллион долларов. Большинство проектов BRI связаны с модернизацией крайне необходимой инфраструктуры, что напрямую ведет к подъему экономики страны-получателя.
В настоящее время существует высокоскоростное железнодорожное сообщение из Китая через Среднюю Азию в Москву и далее в Роттердам на атлантическом побережье. Участниками BRI являются 25 из 31 страны Латинской Америки, как и большая часть Африки. На только что завершившемся саммите «большой двадцатки» четко обозначился разрыв между возглавляемым США западным блоком и Китаем, Россией и неприсоединившимися членами «большой двадцатки». Саммит завершился без обычного группового фото улыбающихся руководителей государств и без совместных заявлений, выражающих оптимистичные шаги на будущее.
Администрация Байдена и Конгресс США по-прежнему убеждены, что единственный способ помешать Китаю добиться экономического прогресса — лишить его доступа к американским технологиям и ноу-хау. Как всем странам хорошо известно из их собственной истории развития, включая Японию и США, заимствование и копирование у более развитых стран может быть только началом. Если они не смогут исходить из этого, внедрять инновации и создавать собственные прорывы, они всегда будут отстающими.
Каждый год Китай выпускает в восемь раз больше студентов, изучающих STEM (естественные науки, технологии, инженерию и математику), чем США. Эти человеческие ресурсы способствуют развитию высоких технологий. Чем больше давления будут оказывать США, чтобы подавить продвижение Китая, тем больше решимости китайцы будут искать собственные технические достижения и обходить американские блокпосты. В некоторых областях Китай догнал и даже превзошел США.
Китай уже является мировым лидером в области электромобилей и аккумуляторных технологий для электромобилей, пятого поколения и будущего 6G в области телекоммуникаций и квантовых вычислений, и это лишь несколько примеров. Последний китайский авианосец имеет систему электромагнитной катапульты, аналогичную той, что установлена на USS Gerald R Ford, новейшем авианосце США. Китай продемонстрировал гиперзвуковую ракету, в то время как американские производители все еще возятся со своими.
Несмотря на развязанную США торговую войну, которая «наказала» Пекин тарифами на импорт, Китай продолжил расширять экспорт, а положительное сальдо торгового баланса с США фактически выросло, а не уменьшилось. Реальным результатом стало повышение стоимости жизни для американского населения. США потратили впустую много энергии и ресурсов, пытаясь подавить подъем Китая. Это не сработало и не сработает в будущем. При четырехкратном росте населения ВВП Китая неизбежно превысит ВВП США. Если, с другой стороны, США удастся спровоцировать конфликт с Китаем, американцы будут сожалеть об этом дне, и, скорее всего, весь мир тоже.
Смогут ли США и Китай найти общий язык? Единственный разумный курс действий — сотрудничать с Китаем и находить взаимовыгодные результаты. Как недавно призвала Asia Times, «существует широкое поле для потенциального сотрудничества, которое принесет пользу обеим странам и даст Соединенным Штатам больше возможностей для выхода из ловушки стагфляции, в которой они сейчас находятся». В кулуарах саммита G20 на Бали Блинкен провел пятичасовую беседу с министром иностранных дел Китая Ван И. Цель состояла в том, чтобы подготовить почву для будущей встречи между Байденом и президентом Китая Си Цзиньпином.
Посыл Блинкена заключался в том, что США хотели бы возобновить более дружественный и позитивный двусторонний диалог. Китай ответил, что это легко сделать. Для начала все, что США должны сделать, это отречься от всей лжи, отречься от отвратительной риторики и прекратить очернять Китай. Остается вопросом, увидят ли Блинкен и Байден мудрость неконфронтации и выберут взаимовыгодный исход вместо результатов с нулевой суммой. Возможно, мы узнаем больше после встречи двух лидеров.
Джордж КУ, директор International Strategic Alliances