Герман Титов стал прародителем мониторинга и съёмки из космоса в 1961 году
В России о космосе мечтали ещё при царе и Беляев, родившийся в 1884 году, начал совершать первые юношеские творческие наброски про звёздные просторы ещё в начале 1900-х и в техническом отношении впоследствии предсказал многое. Например "Звезда Кэц" рассказывает о космическом путешествии в ракете, тщательно описаны детали и некоторые физические процессы, а ведь эта книга была опубликована в 1936 году.
Взлететь выше солнца мечтали все, не только лишь Орлёнки, чтобы более хорошо разглядеть сушу с высоты. На собрании Российской Академии наук в 1916 год ещё великий академик Вернадский указывал на то, что у Российской Империи имеются несколько участков, которые не отражены требуемым образом на главной географической карте.
Понятные причины надолго лишили возможности отечественную науку заниматься географическими исследованиями, но уже в 1924 году создаётся специальная комиссия во главе с Бонч-Бруевичем, которая должна была провести анализ всех белых пятен и дополнить географические карты соответствующим образом, отразив на ней ранее неисследованные участки. После этого российские учёные в СССР сразу приступили к попыткам съемок поверхности земли с воздушных шаров.
Что это были за путешествия — можно себе представить, сколько шаров снесло ветром оборвав верёвку и сколько дирижаблей было стянуто на эту задачу — неизвестно, но явно немного, ведь это были дорогостоящие работы, а экономике нужны были ресурсы для восстановления после существенного спада в непростое время.
Тем не менее в руководстве понимали, что необходимо проводить географические исследования и в воздух начали подниматься для аэрофотосъёмок уже первые самолёты. Получая уникальные фотографии специалисты верстали и наносили изображения новых неизведанных участков, это была эпоха открытий, создаётся единая топографическая карта СССР.
Когда первым побывавший в космосе Юрий Гагарин совершил свой полёт, географы и профессоры сразу разглядели в этом большой потенциал и принялись забрасывать заявками на фотографирование материков в разных частях земного шара, всяких возвышенностей, пиков гор, плато, островов и самое главное — морских границ. Космонавты переняли эстафету у ушедших в прошлое дирижаблистов и имеющих ограничения по высоте авиалётчиков.
Герман Титов
Великий космонавт Титов был вторым дублёром самого Гагарина и готовился к полётам наравне с ним и именно Титову доведётся открыть новую эру в картографии. Когда ему перед полётом в космос принесли кучу всяких фотоаппаратов — он всё понял, ведь Гагарин поведал, что с верху всё отчетливо видно, берега континентов, крупные водоёмы, реки, горы, моря. Конечно советские учёные, услышав это, сразу необыкновенно оживились и смекнули, что пришла пора готовить широкий космообъектив с качественной оптической диафрагмой.
6 августа 1961 года Титов с целым "чемоданом фотокамер" отправлен в полёт, который стал первым в мире космическим мониторингом.
Пролетев вокруг земли 17 раз за 25 часов 11 минут, Титов понаделал разных снимков, а чтобы у него не устал палец щёлкать клавишей — заранее были придуманы и модернизированы специальные высокоэффективные фотоаппараты с пультом дистанционного управления — эти устройства стали первым в мире космическим фотооборудованием.
Тут началось: учёные и профессоры стали придумывать разные варианты, опробовать разные инструменты, в космос устремились десятки Орлёнков, которые паря над планетой приносили обратно ценные географические сведения. Топография местности получила новый стимул в развитии и космическое картографирование, придуманное советскими учёными — гремело славой на весь мир.
Советские академики поняли, что отправлять космонавтов в небо каждый раз вовсе не обязательно, инженеры уже "с пылу с жару" готовили для них автоматические зонды с специализированным уникальным оборудованием, которое не имело аналогов в мире. Вы же понимаете, что оптики от обычного "Зенита" в данном случае будет явно не достаточно, ведь съёмку предполагалось производить с высоты 250 километров.
Спутниковый мониторинг получил более совершенные инструменты и на станции "Союз" с 1974 по 1977 год, после испытаний 12 типов космических многозональных фотоаппаратов решено было остановиться на МКФ-6 — это стало серьёзным шагом в развитии космического картографирования. Западные специалисты не смогли стать первооткрывателями в данном вопросе, а советские инженеры уже получали снимки из космоса за счёт великолепной космооптики, которой которой не было ни у кого в мире.
Развитие картографии имело широкую востребованность в народном сельском хозяйстве, профильные министерства начали активно использовать полученную из космоса информацию и в СССР уже около 900 предприятий народного хозяйства заключили договоры на поставки таких снимков. Стал возможен контроль лавиноопасных территорий, водных ресурсов, можно уточнять размер мелиоративных площадей и многое другое; подсчитано, что 1 рубль затрат на космоснимки даёт 5 рублей прибыли.
Большой вклад спутникового мониторинга отмечен в исследовании Антарктиды, появились новые типы космических фотоаппаратов КАТЭ-140, которые советские инженеры начали устанавливать на пилотируемые зонды и съёмки стало возможно производить уже с высоты 350 километров. Тщательно изучается поверхность Луны по снимкам, подготовлены космические автоматизированные станции "Марс-4" и "Марс-5". Получены снимки с аппаратов "Венера-9" и "Венера-10", будет и № 15 и № 16, что позволит создать Атлас поверхности этой планеты.
Российские специалисты сегодня развивают фундаментальные исследования своих предшественников, полученная система ГЛОНАСС работает на агро-промышленный комплекс и предприятия народного хозяйства, сотни тысяч автомобилей оснащены системой спутникового мониторинга, оптимизируются трудозатраты и "Ростсельмаш" уже испытывает в поле беспилотные тракторы, которые даже не имеют кабины, трактору будущего она совсем не нужна.
Российские специалисты сохраняют лидирующие позиции в мире по космической отрасли, всегда на шаг впереди и когда инженеры на местах используют космический мониторинг, то они должны вспомнить отважного смельчака Германа Титова, прародителя космической фотосъёмки, перезаряжающего в космическом скафандре и перчатках советский фотоаппарат "Зенит", с изумлением рассматривая в объектив открывающиеся просторы.
Помни, гордись!
Ставьте лайк, если понравилась статья, спасибо всем, кто изучает историю.