В РФ могут быть заложены по две дополнительные атомные подлодки проектов «Борей-А» и «Ясень-М»
В РФ могут быть заложены по две дополнительные атомные подводные лодки проектов «Борей-А» и «Ясень-М». Информацию об этом опубликовал 13 июля ТАСС.
«Дополнительно к 10 ракетоносцам проекта «Борей/Борей-А» и к девяти ударным АПЛ проекта «Ясень/Ясень-М» могут быть построены как минимум по две лодки каждого проекта», — сообщил собеседник агентства. Он не исключил, что закладка некоторых из них может быть выполнена уже в этом году на судоверфи «Севмаш».
Об отечественных многоцелевых атомных подводных лодках c крылатыми ракетами 4-го поколения проектов 885 и 885М (шифры «Ясень» и «Ясень-М») я недавно уже рассказывал. Настала пора поговорить о «Бореях» и «Бореях-А» проектов 955 и 955А.
«Борей» был нужен еще вчера!
Проработка проекта перспективного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) 4-го поколения стартовала в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» еще в середине 80-х годов прошлого века. Продвигалась она не особенно быстрыми темпами, так как на тот момент ВМФ СССР располагал немалым количеством атомных подводных ракетоносцев, основу которых составляли РПКСН 2-го и 3-го поколений проектов 667БДР «Кальмар», 667БДРМ «Дельфин» и 941 «Акула».
Распад Советского Союза в 1991 году коренным образом изменил ситуацию. Внезапно выяснилось, что РПКСН 4-го поколения «был нужен еще вчера»!
Почему?
Финансирование ОПК и ВМФ после 1991 года резко сократилось. Это заставило наших моряков отказаться от дальнейшей эксплуатации наиболее старых РПКСН 2-го поколения проекта 667БДР. Количество «Кальмаров», несущих службу, стало быстро сокращаться.
У новых и самых больших в мире (подводное водоизмещение – 48 тыс. тонн!) «Акул» возникли проблемы с их вооружением — твердотопливными баллистическими ракетами Р-39, первые ступени которых изготавливались на «Южмаше». Тот после 1991 года стал украинским предприятием. Соответственно, отечественный ВМФ лишился возможности получения для «Акул» новых ракет, что ставило под вопрос необходимость сохранения РПКСН проекта 941 в составе Флота после того, как у Р-39, имеющихся с советских времен на подлодках и во флотских арсеналах, истекут регламентные сроки хранения.
Плюс к этому гигантские размеры «Акул» не лучшим образом сказывались на маневренности и скрытности этих подлодок — ВМФ хотелось бы иметь РПКСН меньшего тоннажа. Последнее обстоятельство вкупе с нехваткой средств на перевооружение «Акул» новым ракетным комплексом недвусмысленно намекало на то, что долго подводные гиганты проекта 941 в ВМФ России не прослужат.
Получалось, что единственными РПКСН, с которыми через 10-15 лет останется наш Флот, являются «Дельфины» проекта 667БДРМ. Но таких атомных подводных ракетоносцев имелось всего семь и возможности по их модернизации, позволяющей подтянуть характеристики РПКСН до уровня современных требований, а также существенно продлить сроки эксплуатации подлодок, были ограничены.
Вывод по итогам всего вышеперечисленного получался печальным – боевой потенциал РПКСН, являющихся важнейшим элементом Стратегических ядерных сил России, в ближайшем будущем может критически «просесть». Допустить этого военно-политическое руководство РФ не могло. В крайне непростых условиях «лихих девяностых» началось форсирование работ по созданию ракетного подводного крейсера стратегического назначения 4-го поколения проекта 955 «Борей».
Новая ракета — новые проблемы
Первоначально предполагалось, что «Борей» станет неким развитием РПКСН проекта 667БДРМ в виде атомной двухвальной двухкорпусной атомной подводной лодки с 16 баллистическими ракетами нового ракетного комплекса «Барк» и новейшим единым комплексированным автоматизированным цифровым гидроакустическим комплексом «Иртыш-Амфора-Б-055», превосходящим по своим характеристикам гидроакустические комплексы американских субмарин. Собственно, именно в таком виде головной РПКСН проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» — 2 ноября 1996 года на «Севмаше» и заложили, пообещав сдать лодку заказчику в конце 2006 года. Это обещание судостроители по объективным причинам сдержать не смогли.
Во-первых, ранее согласованный график строительства корабля практически с самого начала оказался сорван из-за недостаточного финансирования и разрушения вследствие распада СССР кооперативных связей с предприятиями-субподрядчиками.
Во-вторых, строителей «Долгорукого» подвел «Барк». После трех подряд неудачных испытательных запусков этой баллистической ракеты и неутешительной оценки периода времени, нужного для доработки «Барка» до приемлемого состояния, Министерство обороны приняло решение о разработке вместо «Барка» нового ракетного комплекса с твердотопливной баллистической ракетой Р-30 «Булава». Последняя должна была иметь возможность гарантированно прорывать американскую ПРО и доставлять 6-10 боевых блоков мощностью по 100—150 кт каждый на дистанцию до 9300 км.
«Булава» серьезно отличалась своими системами и габаритами от «Барка», так что весь проект «Борея» пришлось подвергнуть масштабной переработке. Это, разумеется, привело к затягиванию строительства головного РПКСН проекта 955. Впрочем, нет худа без добра.
Пользуясь тем, что всю схему РПКСН 4-го поколения пришлось «перепиливать», из проекта 955 «выкинули» двухвальную установку, впервые в истории строительства отечественных атомных подлодок заменив ее практически бесшумным водометным движителем с высокими пропульсивными характеристиками. Заодно, для ускорения строительства РПКСН проекта 955, в их конструкцию «вписали» секцию корпуса атомной подлодки проекта 971 «Щука-Б», благо три такие секции у Флота имелись после остановки строительства/утилизации субмарин К-133 «Рысь», К-137 «Кугуар» и К-480 «Ак Барс».
Несмотря на фокус с использованием в конструкции «Долгорукого» уже готового отсека «Щуки-Б», К-535 удалось спустить на воду только 12 февраля 2008 года. Дальнейший процесс ввода в строй «Долгорукого» притормозила «Булава». Как когда-то «Барк», «Булава» отчаянно отказывалась летать!
Строить специальный подводный стенд для отработки подводного старта «Булавы» в условиях постсоветского безденежья посчитали слишком дорогим удовольствием. Вместо такого стенда решили использовать последнюю еще остававшуюся в строю «Акулу» — ТК-208 «Дмитрий Донской», который прошел соответствующее переоборудование для использования «Булавы» вместо Р-39.
Первые три испытательные пуска новой ракеты с «Донского» в 2004-2005 годах были сочтены успешными, а вот потом…
Пуск 07.09.2006 — ракета отклонилась от курса и упала в море.
Пуск 25.10.2006 — ракета отклонилась от курса и упала в море.
Пуск 24.12.2006 — у ракеты отказал двигатель третьей ступени, что привело к самоликвидации «Булавы» на третьей минуте полета.
Новые три пуска – удача. Еще три пуска – провал.
В результате последующего разбирательства были выявлены ошибки, допущенные в технологии сборки баллистических ракет Р-30. Только после полного устранения этих ошибок в 2010 году были возобновлены испытательные пуски. Если бы «Булава» не полетела, то «Долгорукий» пришлось бы вновь полностью переделывать. Либо – в подлодку специального назначения, либо в подводный носитель крылатых ракет. К счастью, «Булава» полетела и программу испытательных пусков таки прошла.
Строительство надо продолжать
28 июня 2011 года головной «Борей» в первый раз выполнил пуск «Булавы». Он оказался успешным — боевые блоки ракеты достигли заданного района на Камчатке. 10 января 2013 года, полностью закончив всю обширную программу госиспытаний, головной РПКСН проекта 955 — К-535 «Юрий Долгорукий» наконец-то вошел в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота. К этому моменту на «Севмаше» уже были спущены на воду следующие два «Борея» — К-550 «Александр Невский» и К-551 «Владимир Мономах». Мало того, 30 июля 2021 года на том же предприятии успели заложить и головную лодку модернизированного проекта 955А «Борей-А» — К-549 «Князь Владимир».
Необходимость новой доработки проекта оказалась вызвана двумя причинами:
— У Флота кончились готовые секции корпусов подлодок проекта 971. Теперь корпуса новых «Бореев» строились полностью с нуля, что позволяло конструкцию этих самых корпусов оптимизировать по сравнению с корпусами «Долгорукого», «Невского» и «Мономаха»;
— За время испытаний головного «Борея» нашлось немало параметров, которые можно было прилично «подтянуть» в ходе серьезной модернизации, невозможной на уже построенных РПКСН проекта 955, но реализуемой на еще не заложенных подлодках.
К настоящему времени корабелы «Севмаша» передали ВМФ России пять «Бореев» и «Бореев-А»: К-535 «Юрий Долгорукий», К-550 «Александр Невский», К-551 «Владимир Мономах», К-549 «Князь Владимир» и К-552 «Князь Олег». В разных стадиях строительства находятся еще пять РПКСН «Борей-А».
По мнению аналитиков, российские РПКСН проектов 955 и 955А по большинству своих тактико-тактических характеристик превосходят своих иностранных «коллег». В тоже время совокупно ВМС США, Великобритании и Франции имеют больше подводных лодок — носителей баллистических ракет, чем ВМФ России, да и сроки службы наших РПКСН 667БДРМ «Дельфин» явно близятся к завершению. Это неизбежно ставит на повестку дня необходимость продолжения строительства серии «Бореев-А». Раз так, то сегодняшнее сообщение о возможной закладке на «Севмаше» до конца 2022 года еще двух РПКСН проекта 955А является вполне ожидаемым.
С оглядкой на практику прошлых лет можно предположить, что контракт на постройку двух дополнительных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 955А «Борей-А» будет подписан в ходе работы Международного военно-технического форума «Армия-2022».