Евразийская интеграция расширяется вопреки западной идеологии

Евразийская интеграция расширяется вопреки западной идеологии

Усилия правительств стран Азии по финансированию и строительству транспортной инфраструктуры на Евразийском континенте и за его пределами продолжаются, несмотря на сбои, вызванные крнфликтом на Украине, углубляющимся глобальным экономическим кризисом и внешним геополитическим вмешательством в регион. Культурные барьеры, труднопроходимая местность, скудный капитал и слабые правовые системы всегда были препятствиями для развития транспортных коридоров. Однако ни один из этих факторов в отдельности или в совокупности не остановливает продолжающийся процесс евразийской интеграции.

Растущая негативная реакция в Азии на преобладающую западную неолиберальную модель развития не замедлила, как это можно было бы ожидать, темпы евразийской интеграции, поскольку существуют жизнеспособные альтернативы западному капиталу и опыту. Некоторые азиатские страны не только приветствуют, но и ищут незападные источники капитала для удовлетворения своих потребностей в развитии, особенно в области инфраструктуры и транспортных коммуникаций, и не то, чтобы они колебались воспользоваться многосторонней помощью и деньгами Большой семерки, которые все еще предлагают западные страны.

Благие намерения, и принятие желаемого за действительное. Подобно тому, как инфраструктурная инициатива США «Восстановить лучший мир» (B3W) в июне 2021 года оказалась провальной, так, по всей вероятности, потерпит неудачу и недавно объявленный (июнь 2022 года) совместный план ЕС, Великобритании и США стоимостью 600 миллиардов долларов. – «Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций (PGII). Провал версии B3W в США хорошо известен в Азии.

Статья, опубликованная в прошлом месяце в газете South China Morning Post под заголовком «Восстановление лучшего мира 2.0 G7 не будет ни чем лучше, чем неудачный предшественник», отражает растущий скептицизм в Азии в отношении западных инфраструктурных инициатив. Если США не могут реализовать инфраструктурные инициативы у себя дома, то почему кто-то думает, что они смогут реализовать их в Азии? Большинство стран Азии считают, что инициатива Группы семи по PGII обречена на крушение. Официальное заявление Вашингтона (и Лондона/Брюсселя) о том, что «Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям будет реализовывать революционные проекты, направленные на ликвидацию инфраструктурного разрыва в развивающихся странах, укрепление глобальной экономики и цепочек поставок, а также продвижение национального безопасности» восприняли в Азии как упражнение в преувеличении. В официальном заявлении президента Европейского совета в июне в отношении PGII говорилось о выделении «до 300 миллиардов евро» на развитие, в то время как США заявили: — «Вместе с партнерами по G7 мы стремимся мобилизовать 600 миллиардов долларов к 2027 году в виде инвестиций в глобальную инфраструктуру».

Больше инфраструктуры. Между тем, Китай, Кыргызстан и Узбекистан недавно объявили о строительстве 523-километровой железной дороги («CKU») из Кашгара, Китай, в Ташкент, Узбекистан, который соединится с существующими сетями север/юг и восток/запад. Источники сообщают, что окончательные договоренности о финансировании CKU будут объявлены на саммите Шанхайской организации сотрудничества в сентябре 2022 года в Самарканде, Узбекистан. Евразийская интеграция идет не благодаря западному капиталу. Если список реализованных проектов в Евразии за последние 10 лет впечатляет, то планы будущих инициатив, таких как Трансафганская железная дорога или расширение Транскаспийского международного транспортного маршрута, просто ошеломляют.

После многих лет чрезмерных усилий и полусырых обещаний неолиберализм был разоблачен скорее как механизм вывода капитала и талантов за границу, чем как средство наращивания долгосрочного экономического потенциала и улучшения перспектив роста в странах-получателях. Обнищание наций (отчасти благодаря неолиберализму) заставило многие азиатские правительства настороженно относиться к болтовне западных экспертов, которые обещают горшочек с золотом на конце радуги только для того, чтобы скрыться с большей частью награбленного, оставив страны бедными и беззащитными.

Это неприемлемо. Считается, что неолиберализм ослабляет национальное государство. Азиатские лидеры в основном понимают, что неолиберализм — идеология концентрации ресурсов — ослабил исконные традиции национальных государств, которые исторически поддерживали национальное единство и местные обычаи. Неолиберализм не только размывает национальную идентичность, но и, в конечном итоге, лишает большинство простых людей возможности творчески участвовать в экономике; семья и сообщество отодвигаются на второй план, если не в холодильник, в то время как почетное место отдается безличным показателям роста и мнимого процветания.

Это также неприемлемо. Более того, в сознании многих специалистов по развитию в Азии уже не аксиоматично говорить, что проекты страдают, когда неевропейские компании участвуют в их планировании, финансировании или разработке.

Экономический кризис на Западе разоблачен. Руководители стран Евразии понимают, что господствующая экономическая система, похоже, достигла поворотного момента. Они считают ее по своей сути нестабильной и пронизанной практическими противоречиями. Следовательно, национальные государства все чаще проводят политику, направленную на служение «общему благу» — концепция, почти полностью неизвестной неолиберализму. М.К. Бхадракумар, бывший индийский дипломат, резюмирует кризис западной экономической системы: — «По сути, западные экономики столкнулись с системным кризисом. Самоуспокоенность тем, что экономика США, основанная на резервной валюте, невосприимчива к растущему долгу; что нефтедолларовая система вынуждает весь мир покупать доллары для финансирования своих нужд; что поток дешевых китайских потребительских товаров и дешевой энергии из России и стран Персидского залива будет сдерживать инфляцию; что повышение процентных ставок вылечит структурную инфляцию; и, прежде всего, то, что последствия удара молотом торговой войны по сложной сетевой системе в мировой экономике можно контролировать — эти понятия остаются незащищенными».

Иногда реальность может восстать и укусить вас за зад. Министр иностранных дел Индии сказал: — «Процесс евразийской интеграции еще больше укрепляется, когда азиатские государства чувствуют себя независимыми и уверенными в своих способностях привлекать долгосрочный капитал, управлять своими собственными экономическими делами и сотрудничать в рамках взаимовыгодного партнерства с региональными державами и банками».

Выступая в Нью-Дели на престижном диалоге Raisina Dialogue в апреле, министр иностранных дел Индии Субрахманьям Джайшанкар описал отношение дипломатов и национальных лидеров к своей работе: — «Мы должны быть уверены в том, кто мы есть. Я думаю, что лучше взаимодействовать с миром на основе того, кто мы есть, чем пытаться угодить миру, будучи бледной имитацией того, что он есть. Идея о том, что другие определяют нас, что, знаете ли, где-то нам нужно получить одобрение из других кругов, я думаю, это эпоха, которую нам нужно оставить позади. Решения Запада по проблемам подключения не обязательно совпадают с решениями Индии. Если бы я взял Европу в целом, которая хранила исключительное молчание по многим вещам, которые происходили в международных отношениях, например, в Азии, вы могли бы спросить, почему кто-то в Азии еще доверяет Европе?».

Иными словами, Индия может позаботиться о себе и самостоятельно решать, как и с кем участвовать в транспортных и логистических проектах в Азии и на Ближнем Востоке. И этой точки зрения придерживаются многие другие страны Азии.

Связи продолжают развиваться. Евразийская интеграция не показывает признаков замедления, несмотря на многочисленные внешние и внутренние вызовы. Усилия правительств Азии по финансированию и строительству транспортных маршрутов через Евразию будут продолжаться, даже если в этой политике и отношениях не будет задействован западный капитал. Итак, несмотря на интенсивность технических и экономических вызовов, конфликт на Украине (и в других местах), махинации поставщиков хаоса и разоблачение неолиберализма, евразийская интеграция продолжает скатываться в ноль к большому огорчению западных правительств и их идеологических мандаринов.

ХАВЬЕР М. ПЬЕДРА