Кромешный ад: президент Сербии сделал страшное заявление
Президент Сербии Александр Вучич сделал свой «громовещательный» ход конём. Предупредил, что если Запад не примет предложения Путина после освобождения Восточной Украины, то наступит «ад». Президент России явно не уполномочивал его быть столь «грозным» посланником. Но, может быть, это было посланием Кремлю?
Слова Вучича в интервью сербскому телеканалу Pink не процитировал сегодня только ленивый — на то и было рассчитано. Они мало кого напугали в Европе, но многих озадачили. Сообщив сперва то, что трудно сегодня уже отрицать, а именно — с помощью украинцев весь западный мир воюет с Россией, поэтому эту войну можно считать мировой, президент Сербии выдвинул некий то ли прогноз, то ли инсайд.
«Как только Владимир Путин закончит дела в Северске, Бахмуте и Соледаре, а затем на второй линии: Славянск — Краматорск — Авдеевка, последует его предложение. Если они его не примут, а они не намерены, мы отправимся в ад».
Прямо скажем, удивительная конкретика с фронтовыми линиями на Украине и точкой остановки русской армии для выдвижения «предложения» со стороны Верховного главнокомандующего! Предложения — кому? Почему именно на этой линии, что за предложение? Ответов на эти вопросы Вучич не дал, сделав вид, что осведомлённым достаточно. Ну и отправка в «ад» со словом «мы» тоже очень многозначительна — типа говорю как посвящённый посвящённым».
Далее политик сделал ряд других «пророссийских» заявлений. Например, напомнил о том, что обвиняющие ныне Кремль в нарушении территориальной целостности Украины сами в своё время грубо нарушили территориальную целостность Сербии. Весьма откровенно (как, похоже, никогда ещё не делал) Вучич с горечью правдиво описал капитуляцию Сербии под лживые обещания Запада:
Нас просили сдать Милошевича, мы его доставили на Видовдан, но этого тут же стало недостаточно. И как мы доставляли им других? Словно мясо — килограмм за килограммом. Это ничего не стоило. Затем последовали новые условия. Потом в 2011 году мы подписали соглашение с албанцами, я знал, что мы получим возможность развивать страну, но я также знал, что они не выполнят эти условия, — признался сербский президент.
Завершил же свою речь он столь же ярко и образно. Сказав, что в последнее время часто можно услышать, что он «играет с Западом в русскую рулетку», Вучич заявил, что пять патронов он уже выиграл.
Я не игрок. В шестом должна быть пуля. Я не играю с государством. Мы не подведём наших китайских или российских друзей.
Плюс ко всему этому в интервью прозвучала также суровая правда жизни: нефти в стране осталось на 77 дней, а бензина — на 65. Тут уж действительно если не адом, то близким экономическим коллапсом пахнет!
Каскад сколь необычных, столь и двусмысленных заявлений комментируют разные политологи — и в России, и в Европе. Большинство из них сходятся в том, что яркие метафоры и грозные образы — не более чем риторика для внутренней сербской аудитории, для которой Россия и Путин являются «мобилизующими факторами» поддержки политиков. Вучич же за время своего долгого президентства продемонстрировал столько разновекторных телодвижений между Россией и Западом с НАТО, что даже сами сербы уже давно запутались, за кого же он в итоге.
Политолог Сергей Марков считает, что говоря об «аде», Александр Вучич имеет в виду прежде всего себя.
Он хочет сотрудничать как с Европой и США, так и с Россией, что в нынешних условиях не совсем понятно, каким образом реализовывать. Ведь при разрыве отношений с Россией его скинут свои же граждане, а без этого Запад его не примет, — сказал Марков.
А профессор НИУ ВШЭ, политолог Дмитрий Евстафьев сравнил сербского лидера со сказочным «Котом Баюном»:
Нам он говорит про вековые традиции дружбы, китайцам — про инвестиции, европейцам — про европейский выбор, американцам — про светоч демократии.
Напомним, недавно Александр Вучич предложил «временно забрать у «Газпрома» купленную тем компанию «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС). Ну а после того как санкции против России отменят, мы, мол, «стопудово» её вернём — нам «чужого не нужно». Тоже весьма оригинальное предложение в духе многовекторного Вучича.
Поэтому можно предположить, что и будущее «предложение Путина» о сделке с Западом по Украине, которое тот якобы готов выдвинуть после выхода союзных войск на установленную самим Вучичем линию, не более чем отчаянная попытка самого сербского президента усидеть на трёх стульях, когда все они катастрофически шатаются. Он пытается стать передатчиком важных выдуманных им самим месседжей от одного «стула» другому. Но те лишь продолжают раскачку с возрастающей амплитудой.