Токаев на «шпильках»: Казахстан разбогатеет за счёт России…
{short-story limit=»840″}
Очередное громкое заявление донеслось из Нур-Султана. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал уходящие из России западные компании налаживать производство в Казахстане. То есть наш союзник открывает двери для наших врагов. Что-то не так со значением слова «союзник».
Неожиданный ход: Токаев на шпильках
Итак, Казахстан открыл личико – теперь не только идеологическое, но и экономическое. Призыв к промышленникам уходить из России и идти в Казахстан на первый взгляд поражает. Один из наших ближайших союзников (Токаев сам себя так называет, это не мы придумали) фактически облегчает жизнь предприятиям, присоединившимся к санкциям против нас. Ну, это как если бы вашу квартиру обворовали, а ваш добрый друг и сосед пригласил вора в гости, пересидеть опасное время.
Никто, разумеется, и не сомневался, что Казахстан постарается укрепить свою экономику частью уходящей из России промышленности. Точно так же он за счёт разницы в размере НДС потакает контрабанде китайских товаров в Россию. Точно так же Белоруссия, не затронутая санкциями 2014 года, после объявления продовольственного эмбарго оперативно «наладила производство» батата, кальмаров, персиков и прочей ранее нехарактерной для себя продукции.
Но Александр Лукашенко никогда не говорил европейским сельхозпроизводителям «поставляйте свою продукцию нам, у нас большой рынок, мы заменим вам Россию». А что устраивает Токаев? Устами своей пресс-службы демонстративно сообщает: Казахстан намерен нажиться на русской проблеме. И даже называет цифры:
Каждая вторая из почти 1,4 тыс. зарубежных компаний приостановила деятельность или ушла с российского рынка. Правительству следует создать благоприятные условия для их релокации в Казахстан.
Фактически это прямое оскорбление, если не предательство России. Уже в процессе подготовки статьи к выпуску нам дал комментарий политический консультант Дмитрий Фетисов, который пришёл к тому же выводу:
Токаев мог сделать то же самое, не афишируя это. Но он предпочитает публичность, тем самым провоцируя определённое недовольство деловых и политических кругов в России. То есть тут, конечно, есть политический жест: президент Казахстана в очередной раз показал, что он предпочитает договариваться с Западом, а не с Россией.
Журналист Максим Кононенко резонно считает, что с точки зрения казахов Токаев всё делает правильно:
Ну что, молодец он. Казахстан – страна большая, но довольно пустынная, поэтому со своей колокольни он прав. Хотя мы тут наблюдаем в последний месяц довольно сложные взаимоотношения между Токаевым и Путиным, и вполне может быть, что это с его стороны ещё и шпилька в нашу сторону.
Может быть, на языке деликатного Максима Витальевича это называется «шпилька», но мы в Царьграде ребята простые, мы говорим «нож в спину». Но, может быть, всё не так просто и однозначно?
Восемь доказательств русофобии:
Беда Токаева в том, что ему никто не верит. Ему не верит Россия, после спасения токаевского режима получившая в соседней стране всплеск русофобии. Ему не верит Китай, потому что Касым-Жомарт Кемелевич по своей репутации – плоть от плоти выкормыш британских НКО (напомним, бывший премьер Тони Блэр подрабатывал советником Назарбаева), а в Пекине отношение к Лондону, мягко говоря, прохладное (опиумные войны и геноцид не забыты). И хуже всего то, что Токаеву, кажется, не верит Запад, поскольку поведение верховного казаха выглядит совершенно опереточным.
В самом деле, давайте вспомним события первого полугодия 2022 года.
- Начало января. Возмущение ростом цен на газ в Казахстане по классическому сценарию превращается в народную революцию. Руководство Казахстана призывает на помощь ОДКБ, читай Россию – впервые за 30 лет существования организации.
- Как только ситуация оказывается под контролем, Токаев настаивает на немедленном выводе войск, а чуть позже сообщает, что никакой благодарности не испытывает. Оптимисты предполагали, что Казахстан в ответ признает если не республики Донбасса, то хотя бы принадлежность Крыма, но не случилось и этого.
- В новом правительстве старого президента на пост министра информации назначен ярый русофоб, не раз публично оскорблявший русских Аскар Умаров. Человек, которому, на секундочку, запрещён въезд в Россию, стал главным пропагандистом вроде бы союзного нам государства.
- Так и не пересмотрено уголовное дело Ермека Тайчибекова, вся вина которого состоит в том, что он, этнический казах, декларировал необходимость сближения с Россией и уважения прав русских. За Тайчибекова вступались очень серьёзные русские политики – тщетно, семь лет лишения свободы в силе. Прямо сейчас Ермек получает угрозы «убить под шумок».
- В Казахстане так и не начали борьбу с нацистскими «языковыми патрулями» – группами лиц, унижающих говорящих по-русски прохожих. Токаев демонстративно не признал проблему – по его словам, «Все эти действия организованы профессиональными провокаторами, действующими по заданию профессиональных служб или специальных служб». Где посадки этих провокаторов и разоблачение их связей со спецслужбами, президент не уточнил.
- Потом Казахстан во второй раз в своей истории отменил Парад Победы – но если в 2021 году это было из-за пандемии, то в 2022-м – без объяснения причин. Напомним, из миллиона двухсот тысяч жителей Казахской ССР, призванных на фронт, около 610 тысяч человек не вернулись. Отец Токаева воевал, был командиром роты автоматчиков (а это просто смертники в условиях Великой Отечественной) – но, кажется, увлекшись карьерой, забыл передать сыну какие-то очень нужные мужские понятия.
- Далее последовали эскапады пожилого политика во второй столице России, на ПМЭФ. Он демонстративно не соглашался с позицией России ни по одному вопросу и расставил точки над i в отношении возможного признания новых государств.
Мы не признаём ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию, и этот принцип будет применён и в отношении квазигосударственных территорий, коими, на наш взгляд, являются Луганск и Донецк.
Каким образом на карте мира появился сам Казахстан, президенту, к сожалению, не напомнили.
- И, наконец, через Telegram-каналы токаевская пресс-служба сообщила, что президент Казахстана отказался принять русский орден Александра Невского – на дипломатическом уровне это серьёзное оскорбление.
Что с того?
Восемь кричащих событий за полгода и вот теперь девятое, с которого мы начали, – такого не добивался даже Лукашенко в свои русофобские времена! И если вы хоть немного склонны к конспирологии, у вас не может не зародиться мысль о том, что как-то слишком уж демонстративно Касым-Жомарт Кемелевич демонстрирует презрение к России и русским – и как-то слишком уж спокойно терпит это гордый Кремль. Ну не бывает так. Токаев и его окружение натворили столько, что спецоперацию, по-хорошему, надо было проводить не на Украине, а в Казахстане.
Отсюда вопрос: а не договорились ли стороны о такой игре?
В самом деле, став явным союзником России, признав ЛНР и ДНР, Казахстан автоматически попал бы под те же самые санкции, и очень скоро содержание этой республики легло бы на русские плечи, как это уже произошло с Белоруссией. Как тайный союзник Токаев, согласитесь, намного выгоднее явного – вы, кстати, уже оформили себе казахстанскую банковскую карту для расчётов в зарубежных магазинах?
Платёжеспособного спроса у наших южных соседей мало, но прозрачная граница между странами позволяет всем сторонам более-менее вольготно нарушать антироссийские санкции через механизмы так называемого параллельного импорта или откровенной контрабанды.
При нормальной совместной работе можно было бы даже извлекать из такого «бегства» западных компаний обоюдную пользу. И нельзя исключить, что именно такой сценарий прописан за кулисами русско-казахстанских отношений.
Давайте побудем конспирологами, давайте поверим в лучшее. Потому что если это не так, то в чём тогда вообще смысл существования казахского государства в русских степях?