Байден в Израиле — итоги визита
На стратегическом уровне визит президента США Джо Байдена в Израиль дал неоднозначные результаты, но на уровне имиджа Байден покорил сердца израильских граждан.
Визит президента США Джо Байдена в Израиль пришелся как нельзя кстати для премьер-министра Израиля Яира Лапида. Он состоялся всего через две недели после вступления Лапида в должность. Более того, визит Байдена был специально организован, чтобы представить Лапида как человека, ставшего премьер-министром и встретившегося с лидером крупнейшей в мире сверхдержавы, менее чем за четыре месяца до того, как Лапид столкнется на выборах с лидером оппозиции Биньямином Нетаньяху.
Лапиду не пришлось просить об этом. Визит сам приземлился ему на колени, благодаря сочетанию геополитических и политических обстоятельств.
Во всех других аспектах двухдневный визит Байдена был неоднозначным. «Мы восстановили доверие к Америке и Демократической партии, — сказал в интервью Al-Monitor на условиях анонимности высокопоставленный израильский политический чиновник через несколько минут после отъезда Байдена в Саудовскую Аравию 15 июля. — Мы также восстановили близость. Мы транслировали на весь Ближний Восток и на весь мир изображения, отражающие необычайную мощь, мы подписали стратегическую декларацию с Соединенными Штатами, мы углубили наш стратегический диалог. Это не тривиальные вещи».
Однако высокопоставленный чиновник уклонился от рассмотрения ключевых вопросов, по которым визит не принес прогресса. Американцы не хотят, несмотря на просьбы Лапида и президента Исаака Герцога, установить крайний срок для переговоров по ядерной программе Ирана, а также провести «расную черту», пересечение которой превратит разговоры в действия.
Генерал-майор Амос Ядлин, бывший глава военной разведки Израиля, определяет эту «красную черту» как «спусковой крючок», определенную точку, пересечение которой Ираном приведет в действие согласованный американо-израильский механизм, представляющий реальный, убедительный и мощный военный вариант.
«Америка — сверхдержава, — сказал изданию Al-Monitor на условиях анонимности высокопоставленный представитель израильской службы безопасности. — Она неохотно устанавливает такие сроки и делает такие заявления, потому что, когда вы являетесь сверхдержавой, красные линии имеют значение. Когда кто-то их пересекает, вы обязаны действовать. Но Байден не хочет связывать себя подобными обязательствами».
О чем же тогда договорились стороны? Ответ сложен.
Нет точного или официального срока для достижения ядерного соглашения США с Ираном. Нет »спускового крючка», который запустил бы цепь ответных действий, кульминацией которых стало бы военное нападение Израиля и США на Иран (в ответ на его разработку или создание ядерного оружия — прим).
Однако, Израиль и США пришли к взаимному пониманию того, что в недалеком будущем придется принимать решения, включая оперативное планирование. Стороны также согласились с тем, что обогащение урана Ираном до военного уровня (90%) или создание им ядерного оружия, т.е. способность установить ядерную боеголовку на баллистической ракете, потребует «плана Б» против Ирана.
Это тихие договоренности, «кивки и подмигивания», но не оперативный план. Визит Байдена не обеспечил выполнение указанного важнейшего пункта американо-израильских отношений. Американцы по-прежнему предпочитают соглашение с Ираном (ядерная сделка, отказ Ирана от создания ЯО в обмен на снятие с него санкций — прим) всем другим вариантам, находящимся на столе переговоров.
В других отношениях визит передавал образы власти и близости. Сойдя с борта самолета Air Force One 13 июля в израильском аэропорту Бен-Гурион, Байден был встречен высшим руководством страны — премьер-министром Лапидом, министром обороны Бенни Ганцем и начальником штаба армии Авивом Кохави. Также присутствовали руководители проектов двух ключевых систем противоракетной обороны — действующей системы «Железный купол» и разрабатываемой лазерной системы «Железный луч», которые вместе с Ганцем представили ему обзор этих систем, частично финансируемых Соединенными Штатами.
Во Всемирном центре памяти жертв Холокоста «Яд Вашем» Байден опустился на одно колено перед двумя пожилыми людьми, пережившими концлагерь во времена Холокоста. После Второй мировой войны они жили в США, а затем переехали в Израиль. Байден нашел время, чтобы подробно поговорить с ними, обнял и поцеловал их и, казалось, вытер слезу.
Еще один мощный образ был передан на конференции Zoom с участием четырех человек: Байдена и Лапида в Иерусалиме, эмиратского правителя Мухаммеда бин Заеда Аль Нахайяна в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и премьер-министра Индии Нарендры Моди в Нью-Дели.
Идея, по словам высокопоставленного израильского дипломата, была задумана Лапидом во время неофициального ужина с послом Эмиратов в Вашингтоне Юсефом аль-Отайбой во время визита в Эмираты в начале этого года (в качестве тогда еще министра иностранных дел вместе с директором министерства Алоном Ушпизом). «Вы должны понять, — сказал дипломат изданию Al-Monitor на условиях анонимности, — это драматическая картина. Весь мир сейчас увидел, как лидер крупнейшей экономики мира (США) сидит рядом с лидером экономики страны (Индии — прим.) с населением в 1,5 миллиарда человек, вместе с лидером технологической и финансовой экономики Эмиратов, принимаемый лидером израильской экономики. Это сигнал для Востока, Запада, Юга и Севера».
На этой неделе Байден исправил грубую ошибку (в глазах Израиля) бывшего президента-демократа Барака Обамы, который посвятил свой первый визит на Ближний Восток в 2009 году Египту и Саудовской Аравии в попытке перевернуть страницу в отношениях США с мусульманским миром, пропустив Израиль.
Судя по освещению визита, в ходе которого аналитики комментировали и приветствовали все шаги и жесты американского лидера, Байден явно завладел сердцами израильтян. Ему это удалось, несмотря на то, что он считается политическим «леваком» по израильским понятиям и противоположностью своему предшественнику Дональду Трампу, который более популярен в Израиле, чем в США. Байден был теплым, внимательным и иногда смешным. Его любовь к Израилю выглядела как подлинная и внушает доверие. Он не стыдится этого, гордится этим. Израильтяне любят его, не обращая внимания на то, что Байден — последний демократ в своем роде.
«Иерусалимская декларация», — документ, подписанный двумя лидерами во время визита — декларация, в которой говорилось о ценностях, разделяемых их странами, может потерять свою актуальность, если Израиль продолжит свое скольжение вправо, становясь более консервативным и религиозным, менее демократичным и либеральным.
Отдаление Израиля от Демократической партии в последние годы и от основной массы американского еврейства — один из самых тревожных процессов (с точки зрения сионистского режима — прим.), угрожающих национальной безопасности Израиля в наши дни.
(Президент США Джо Байден и премьер-министр Израиля Яир Лапид, находясь в Иерусалиме, подписали декларацию о стратегическом партнерстве между двумя странами; документ получил называние «Иерусалимская декларация». В нем подчёркивается готовность США поддерживать безопасность Израиля, причем, США и Израиль обязались совместно противодействовать Ирану в его стремлении создать ядерное оружие. В документе так же говорилось об общих ценностях США и Израиля, об их приверженности к представительной демократии, верховенству права и «тиккун олам». Данное понятие в иудаизме означает процесс восстановления изначальной мировой гармонии.).
Кто понравился Байдену во время его визита?
В первую очередь, две женщины, пережившие Холокост — Жизель «Гита» Цикович, 95 лет, и Рена Квинт, 86 лет.
После них — лидеры. На встрече с премьер-министром Лапидом была прекрасная атмосфера. Оба они наделены большим личным обаянием. Министр обороны Ганц представил Байдену обзор возможностей воздушной обороны Израиля, который сотрудник службы безопасности, присутствовавший в кондиционированном зале аэропорта, назвал «почти завораживающим».