Дедушка с пониженной социальной ответственностью…
{short-story limit=»840″}
На Востоке не принято говорить «нет». Восточный человек будет говорить общие слова, улыбаться, увиливать, обещать помочь и подумать, но прямо говорить «нет» там считается очень невежливым.
Перед приездом Байдена арабы очень активно намекали, что они могли бы пойти на кое-какие уступки, но, конечно, при условии, что США предложат им какой-нибудь пряник. То есть были не против обменять небольшое увеличение добычи нефти на что-нибудь нужное для себя. Но ничего нужного они не получили.
Визит Байдена лишний раз подтвердил, что у США ничего нужного нет. У них есть только один пряник – это отсутствие кнута. Т. е. США готовы не слишком доставать того, кто пойдет им на уступки. Согласитесь, это немного и мало кого привлекает.
Судя по вежливому тону и общим фразам хозяев саммита, особого успеха дед не достиг. Стороны расшаркались друг перед другом, сказали нужные слова об «укреплении взаимного сотрудничества» и «инвестиционном климате» и «общих интересах». Но эти дежурные фразы как раз и говорят о том, что никаких принципиальных и нужных США договоренностей достичь не удалось. Сладкие слова о готовности нарастить добычу до 13 млн баррелей (то есть совсем немного) вовсе не означают, что эти миллионы завтра поступят на рынок. Обещать – не значит жениться. Добыть эти миллионы не так-то просто. Да и невыгодно.
Вот три главных аргумента в пользу того, что США остались при своих.
1. Их никто не приглашал, сами напросились. А незваный гость, как говорят в России, хуже татарина. Соответственно и встречали Байдена вовсе не с такими почестями, как гостей званых и желанных (например, В. Путина).
2. Байден таки обвинил наследного принца ибн Салмана в причастности в убийстве Хашогги. Стало быть, градус напряжения на встрече был высоким и снизить его не удалось, поэтому чудо-дед просто решил поработать на свою прессу, показывая, что он, мол, не продал «права человека» за какую-то там нефть.
3. США заявили, что не допустят в арабском регионе усиления позиций Китая и России. Т. е. арабам прямо заявили, что американцы по-прежнему хотят решать, что арабам можно, а что нельзя, с кем дружить, а с кем нет. Это уже прямое оскорбление и, учитывая отсутствие пряников, такое заявление подтолкнет арабский мир к более интенсивному сближению именно с Китаем и Россией. Арабы не остались в долгу и напомнили США об их неуклюжем и грубом вмешательстве в дела других государств, а так же об их, мягко говоря, неудачах в Афганистане и Ираке. Т. е. гегемону прямо указали, что он больше не гегемон. Скромнее надо быть.
Так что дедушке с пониженной социальной ответственностью ничего не остается, как делать хорошую мину для своих журналистов в надежде на то, что его партии это зачтется на осенних выборах. Но это вряд ли. Вот если бы после его визита нефть рухнула долларов на 20 – 30, то, может быть, и зачлось. На вопрос журналиста «когда подешевеет бензин?» Байден ответил что-то вроде «как только, так сразу».
А пока арабы затаив дыхание будут следить за визитом В. В. Путина и Р. Эрдогана в Иран. Мировая политика нынче делается там. Не в чахлой и безвольной Европе, не в парализованной кризисом Англии, не в впавших в раздрай США. А там, где общаются мировые лидеры. Баланс сил в мире меняется, а арабы всегда чувствуют, за кем сила и ищут на кого можно опереться. На деда опереться точно нельзя: он и сам-то еле держится. Надо полагать, что визит Байдена лишний раз убедил арабов в том, что нужно вступать в БРИКС, и чем скорее — тем лучше.