Карл Поппер против Карла Маркса и примкнувшего к нему Платона (в книге «Открытое общество и его враги»)
К. Поппер прожил долгую жизнь — и как человек, и как ученый. Практически, весь 20-й век, от его начала до конца. Одно из его произведений — «Открытое общество и его враги» (1945 г.) считается лучшим произведением этого века по социальной философии. Первый том данного произведения представляет собой едкую критику учения Платона, второй, главным образом, критику учения К. Маркса. И платонизм, и марксизм, по мнению К. Поппера, санкционируют традиционное общество, а, следовательно, являются идейными источниками реакции, отсталости и страданий.
Начнем с Платона, предложившего свой вариант идеального государства. Не виной, но бедой этого античного мыслителя стал, по мнению К. Поппера, акцент на божественном статусе правителей. Философы на троне, какими их видел Платон, изрекали абсолютные истины, которые затем вооруженные менеджеры (воины) силой навязывали остальному народу. Иначе во времена античности быть и не могло, так как господствующее пантеистическое мировоззрение подразумевало возможность связи человека с божественным миром. В случае с Платоном данная связь осуществлялась путем размышления, отсюда первенство мыслителей в идеальном государстве. Демократия в таких условиях становилась совершенно лишней. Голос народа, совпадающий или противоречащий таким абсолютным истинам, для высшего класса интереса не представлял.
Что касается Маркса, то он предлагает в качестве идеала коммунистическое общество. По мнению К. Поппера, это утопия, а все потому, что даже будучи атеистом Маркс все равно – как и Платон — попадает в ловушку ложного всезнания. Согласно Марксу, человек может познать законы общества (по аналогии с законами природы), а, следовательно, дать точный прогноз его развития на перспективу. Такой ученый, опираясь на свою теорию, может привлечь вооруженных сторонников-революционеров и те силой поведут остальной народ в светлое будущее самым коротким путем. То есть, путем революции. Демократии в этом случае также нет места, ибо что значит голос простого народа против объективных истин, выражающих неизменные законы истории.
Сам К. Поппер считал, что никаких абсолютных или объективных истин в отношении общества быть не может. Знать божественный план относительно общества (позиция Платона) нельзя. Так как человек радикально несовершенен. Видеть в обществе часть природы (позиция Маркса) ошибочно. Ведь люди, в отличие от вещей, обладают свободой воли и последствия их взаимодействий непредсказуемы.
По К. Попперу, понимание того, что монополия на истину отсутствует автоматически приводит к конкуренции разных точек зрения, то есть — к подлинной демократии. В свою очередь, демократическое устройство способствует устойчивому развитию общества, гибкому реагированию на кризисы и форс-мажоры. Отсюда оптимизм, который выражает К. Поппер относительно современного открытого общества (под которым он подразумевает западное общество).
А традиционные закрытые общества, по мнению К. Поппера, продуцируют только разные формы тоталитаризма, догматичны в понимании быстро меняющейся реальности, ошибочны в реакции на нее и, поэтому, обречены.