Россия говорит, что работает над гиперзвуковым истребителем авианосцев

Россия говорит, что работает над гиперзвуковым истребителем авианосцев

Новая российская гиперзвуковая ракета будет направлена ​​на расширение возможностей противодействия проникновению авианосных групп потенциального противника в Атлантический и Тихий океаны. По сообщениям государственных СМИ, Россия работает над собственной версией гиперзвуковой ракеты, которая направлена ​​на укрепление военно-морских бастионов в Северной Атлантике и северной части Тихого океана на фоне обострения геополитической напряженности в отношениях с Соединенными Штатами и Западом в целом.

12 июля российская государственная служба новостей ТАСС сообщила, что в стране разрабатывается так называемая гиперзвуковая ракета-убийца авианосцев «Змеевик» (Zmeevik). В сообщении ТАСС утверждается, что ракета будет иметь характеристики, аналогичные китайским DF-21D и DF-26, и дальность полета 4000 километров. В том же сообщении говорится, что это оружие может поступить на вооружение частей береговой обороны ВМФ России.

Ракета «Змеевик» решает задачу оснащения надводных боевых кораблей оружием, способным атаковать авианосцы и авианосные группы, отмечает в «Газете.ру» военный эксперт Василий Дандикин. Он заявляет, что, хотя существующие противокорабельные ракеты подводных лодок и берегового базирования эффективны на дальности поражения менее 1000 километров, операции в Северной Атлантике и Тихом океане нуждаются в системах большей дальности, чтобы не дать вражеским военным кораблям приблизиться на расстояние запуска крылатых ракет.

Как отметил Алексей Леонков в интервью «Радио 1», разработка «Змеевика» стимулировалась собственной программой США по созданию гиперзвукового оружия. Леонков, главный редактор военного журнала «Арсенал Отечества», сказал, что, хотя США, возможно, создали гиперзвуковое оружие, которое может развивать скорость до 5 Маха, оно по-прежнему летает в основном по баллистической траектории, в отличие от российских гиперзвуковых аппаратов, таких как «Змеевик», которые обладают способностью уклоняться от ПВО. Дандикин соответственно отмечает, что появление гиперзвукового оружия изменило исследовательские приоритеты ВМФ России с баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) на гиперзвуковое оружие, такое как «Змеевик».

В то время как авианосные боевые группы включают в себя хорошо вооруженные боевые корабли для противовоздушной обороны флота, эти корабли по-прежнему потенциально уязвимы для ракетных атак. Морские новости отмечают недавнюю гибель крейсера «Москва» как показательный пример. Несмотря на наличие у «Москвы» радаров ПВО большой дальности и эшелонированной ПВО, Украине все же удалось потопить крейсер с помощью противокорабельных ракет «Нептун» берегового базирования. Эта огромная потеря, несомненно, оказала глубокое влияние на ВМФ России, что, возможно, высветило уязвимость его крупных надводных кораблей от ракетных ударов берегового базирования. В то же время это, возможно, также продемонстрировало потенциальную уязвимость военных кораблей США для такого оружия.

Безусловно, у «Москвы» менее совершенная защита, чем у военных кораблей США, а это означает, что он мог быть потоплен противокорабельной ракетой советской конструкции. Для успешного поражения авианосных групп США России нужна гораздо более совершенная ракета. Если «Змеевик» поступит на вооружение относительно скоро, он может стать мощным сдерживающим фактором против свободы действий США и их союзков, поскольку США еще не разработали эффективную защиту от гиперзвукового оружия, отмечает Naval News.

«Змеевик» может стать ключевым активом российской стратегии обороны военно-морских бастионов, которую Центр передового опыта по объединенным совместным морским операциям НАТО (CJOS COE) описывает как состоящую из географически и горизонтально эшелонированной обороны. В том же источнике отмечается, что бастионная оборона включает в себя внешнюю зону, основной целью которой является воспрепятствование нанесению ударов с моря, и внутреннее пространство, направленное на контроль над морем. Таким образом, развертывание ракет берегового базирования, таких как «Змеевик», увеличило бы дальность поражения и расширило бы зону противодействия доступу/ограничению зоны действия (A2/AD) в полузакрытых водах Балтийского и Северного морей, а также в Охотском море, если будут развернуты на Курильских островах в Тихом океане.

Однако «Змеевик» может оказаться и пустышкой, несмотря на смелые заявления о его возможностях со стороны российских военных экспертов. Сайт военных новостей отмечает многочисленные проблемы, которые вызывают вопросы о достоверности утверждений России о «Змеевике». Во-первых, не было подтвержденных пусковых испытаний «Змеевика», хотя оружие уже давно находится в разработке. Это не означает, что испытательный пуск опытного образца никогда не производился, поскольку бывший Советский Союз и сегодняшняя Россия были и остаются пионерами в области технологий создания противокорабельных ракет.

Во-вторых, непонятно, как Россия будет интегрировать «Змеевик» с другими системами. Поскольку это загоризонтная ракета, она нуждается в интеграции с морскими разведывательными самолетами, беспилотниками и спутниками для эффективного наведения. В-третьих, неизвестно, как далеко на самом деле Россия продвинулась в разработке «Змеевика». До тех пор, пока успешное испытание ракеты «Змеевик» не будет подтверждено, сообщения о новом оружии могут быть пропагандой или дезинформацией, чтобы сбить с толку специалистов по планированию обороны США и союзников. Западные аналитики могут отвергнуть заявления России о «Змеевике» как пустое бряцание оружием до тех пор, пока не будет доказано, что это оружие работает, в том числе в следующем противостоянии или столкновении между Россией и Западом.

ГАБРИЭЛЬ ОНРАДА