Грядет французский «бунт — бессмысленный и беспощадный» («Банкирская дочка»*, Ф. Виллен, «Фигаро»)
«Политика санкций и бездарное управление экономикой погружают нас, Европу, в полный хаос!». Ну, вот и дождались. Французский банковский сектор, как упырь из неподражаемых «Дозоров», выходит из тени.
Флагман французских СМИ — газета «Фигаро» — публикует статью известного банкира и успешного предпринимателя, а в далеком прошлом и главного редактора этой газеты, Филиппа Виллена. Статья так и называется «Во что нам обходятся санкции против России». Не статья, а крик банковского отчаяния. А вот, собственно, и сам крик в переводе с французского на «баскский»:
«Почему нас никто не спросил, стоит или не стоит безгранично и безусловно поддерживать г-на Zелеnскоgо**. Более того, почему никто не поинтересовался нашим мнением ни по вопросу о возможной военной эскалации, ни о ужасных последствиях антироссийских санкций для нашей экономики?
Решение наших и европейских политиков, не спросивших нашего мнения, наложить невиданные доселе санкции на столь важного поставщика энергоресурсов и сырья, как Россия, уже привело к драматическим последствиям. Цены на энергию взлетели, и это привело к взрывному росту расходов на отопление и автотранспорт, и в результате население Франции нищает.
Не лучше обстоят дела и с бизнесом. Предприятия страдают от роста расходов на производство, их рентабельность под угрозой, и это станет трагедией для тех из них, кто еще в состоянии производить конкурентную по цене продукцию. Еще немного и они уже не смогут без последствий для себя перекладывать стоимость затраченной на производство продукции энергии на покупателя, который просто откажется приобретать ставший неподъемным по цене товар.
И хуже всего, что именно Европа, в отличие от США и Китая, больше всего страдает от роста стоимости энергии и сырья. Почему нас, население Европы, никто не спросил, когда налагали санкции?
Другой аспект проблемы. Негативное влияние санкций на мировую экономику привело к тому, что весь мир, несмотря на взятые обязательства, тихой сапой, стал отказываться от внедрения высокозатратных «зеленых» технологий. Самоубийственный в этих условиях переход к углеродонейтральному обществу откладывается везде. Везде…кроме Европы. Брюссель же, с молчаливого согласия наших политиков, набрался наглости и заявил, что вызванный санкциями кризис – это прекрасная возможность ускорить «зеленый» переход. Они что, издеваются над нами?
Из-за санкций цена на энергию в Европе будет бесконечно и безгранично более высокой, чем за ее пределами, а строгие временные рамки и гигантская стоимость перехода в «режиме Еврокомиссии» на «зеленые рельсы» с высокой степенью вероятности поставит крест на нашей экономике.
Мы потеряем громадную часть рынка и миллионы рабочих мест, поскольку Еврокомиссия отказывается облагать налогами продукцию, происходящую из стран, не спешащих на встречу со светлым экологичным будущим. Более того, если месье Путин нас отлучит от газа, мы вполне вероятно, и с этим никто не спорит, погрузимся в невиданную доселе рецессию, весьма близкую той, что охватит другой берег Рейна (Германию, то бишь, — Баск).
А что в это время делает Европейский Центробанк? Он пытается всех убедить, что причина небывалой инфляции в еврозоне — в излишнем разогреве экономики путем вливания в нее непомерной денежной массы. Да, конечно, денежные интервенции в ослабленную ковидом экономику сделали свое дело, но основная причина инфляции не в избытке денег, а в санкциях, которые повлекли рост стоимости энергии и сырья.
Тогда возникает резонный вопрос, какой смысл Центробанку поднимать ключевую ставку, выкачивать обратно из экономики деньги и тормозить и так еще неоправившуюся от локдаунов экономику, если причина инфляции не в «лишних» евро, а в выросших расходах на производство?
Забирая деньги из реальной экономики, мы не устраняем причину инфляции, поскольку предприниматели не перестанут перекладывать возросшую из-за санкций стоимость производства товаров на потребителей. А те, чтобы выжить, будут требовать повышения зарплаты. Порочный круг, причину которого, а именно европейские санкции, руководство Центробанка отказывается признать в силу столь милой нашим политикам «политкорректности».
Такая денежная политика не сможет побороть этот тип инфляции, поскольку не борется с ее настоящими причинами (то есть с санкциями). Возьмем к примеру строительство, которое и так уже пострадало от увеличения затрат на производство, а теперь еще и утратит возможность привлечения инвестиций по причине роста стоимости банковских кредитов. Двойное наказание.
Поэтому увеличение учетной ставки и добавления таким образом к уже имеющимся проблемам в экономике еще и неадекватную монетарную политику – верный путь к катастрофе.
Моя единственная надежда в этой ситуации – в предчувствии надвигающегося народного бунта — на некий резкий электрошок, который подтолкнул бы власть к открытию общественного диалога, в котором мы, граждане и предприниматели, могли бы бросить вызов нашим политикам и тем слепым еврократам, что ведут нас к пропасти во лжи».