Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким об уходе модных брендов из России
Уход модных брендов из РФ на фоне антироссийских санкций может стать хорошим поводом переосознать политику потребления. Такого мнения придерживается профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, эксперт по импортозамещению Михаил Аким. В комментарии ФАН он назвал пользу от отсутствия зарубежных компаний на российском рынке.
На ситуацию рынка текстиля в РФ эксперт предложил взглянуть не с точки зрения моды и трендов, а с точки зрения технологий и сырья.
«В России, благодаря громадным территориям для сельского хозяйства, есть обширные возможности получения конкурентных по цене сырья и полуфабрикатов. Издавна Россия славилась производством пеньки, льна, конопли, целлюлозы. Это натуральное биоразлагаемое сырье, которое, в отличие от синтетических волокон, со временем в природе разлагается, а не накапливается на помойках. Это сырье может перерабатываться в волокно, которое используется для производства одежды, поскольку в России есть громадные лесные угодья, то, благодаря очень развитому лесному комплексу — это то преимущество, которое может быть использовано, в частности для получения вискозного волокна. Что сейчас происходит в мире? Индустрия моды входит в полный «клинч» с тенденциями циркулярной экономики — экономики замкнутого цикла. И это громаднейшая проблема», — обратил внимание собеседник ФАН.
Сегодня многие люди рассматривают шоппинг как отдых. Регулярные походы по торговым центрам приводят к тому, что в шкафах скапливаются горы ненужных вещей. В основном это дешевые, доступные, экологически наиболее опасные вещи из синтетических волокон. А переработка текстиля, по словам Михаила Акима, настроена не так хорошо, как бы того хотелось, а точнее, зачастую практически отсутствует.
«Во многом это не технологические проблемы, это скорее социальная проблема. Если каждый средний житель мегаполиса заглянет в шкаф, посмотрит, сколько там лишней одежды, это все можно пересчитать в тот углеродный след, в тот экологический ущерб, который наносит человечество. Быть может, нынешняя ситуация — это просто хороший момент переосознать наши привычки к покупкам. Мне кажется, бывают в истории человечества поворотные моменты, когда нужно не фокусироваться на отдельном вопросе, а рассматривать проблему шире. Мы попали в другую парадигму. Это нужно оценивать комплексно», — заключил эксперт.
Ранее стало известно, что крупнейший мировой ритейлер одежды H&M решил окончательно покинуть российский рынок. Перед этим он намерен распродать все оставшиеся в магазинах товары.