Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким: «история успеха» и проблемы импортозамещения

Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким: «история успеха» и проблемы импортозамещения

Разговоры об импортозамещении в России идут довольно давно, было стремление, были и разнообразные попытки, которые активизировались с 2014 года. На фоне геополитической ситуации и введенных санкций тема о замещении импорта товарами, произведенными внутри страны, встала остро как никогда. Профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, эксперт в области импортозамещения Михаил Аким в беседе с ФАН рассказал «историю успеха» и проблемы замещения импортных товаров российскими.

Тема импортозамещения настолько широка, что рассматривать ее в общих гранях, по мнению собеседника ФАН, несколько некорректно.

«Безусловно нужно смотреть по секторам, потому что нет единой ситуации. Есть сектора, более зависимые от компонентов, есть почти независимые, есть «истории успеха». К последним относятся, к примеру, продукты питания, сельскохозяйственная продукция. Во многом «историям успеха» способствует производительность», — отметил эксперт.Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким: «история успеха» и проблемы импортозамещения

Так, Михаил Аким приводит в пример российскую молочную продукцию и производительность молочного стада.

«Мы анализировали показатели, и они близки к международным аналогам. Конечно, есть существенные различия между российскими регионами. Но эти величины сопоставимы с международными уровнями. Когда мы идем в магазин, покупаем молочные продукты, как правило, мы остаемся довольны и ценой, и качеством молока, сметаны, творога и так далее», — объяснил специалист.

Но есть в области импортозамещения и более сложные примеры. Собеседник ФАН обратил внимание на то, что Россия, как и любая другая страна, на протяжении многих лет интегрировалась в международной цепочке разделения труда. А вырывание из этих цепочек крайне болезненно.

«В данный момент нет ни одной страны в мире, которая полностью может локализовать все цепочки поставок. Теоретически это, конечно, можно. Практически — это, наверное, осуществляется только в оборонном комплексе. Но в мирных отраслях, там, где себестоимость играет большую роль, безусловно, каждый компонент крайне важен», — объяснил Аким.Профессор Высшей школы бизнеса ВШЭ Михаил Аким: «история успеха» и проблемы импортозамещения

Примером подобного «прерывания» цепочек может послужить недавняя история с остановкой поставок компьютерных чипов, комплектующих и оборудования, их использующих, из-за чего российская микроэлектронная отрасль оказалась в тяжелой ситуации. Кроме того, проблемы импортозамещения могут возникнуть и в других отраслях, к примеру, автомобильной промышленности.

«Платформа — это то, на чем в последствии выстраиваются различные модели автомобилей. Ее разработка может стоить от 1 до 10 миллиардов долларов. Это очень значительные средства. Поэтому, когда шапкозакидательски говорят, что мы сейчас за три копейки разработаем свой аналог, к примеру, лучших в мире электромобилей, то это больше похоже на историю с очередным «Е-мобилем». В мире есть опыт, есть практика, что и сколько стоит: сколько стоит разработать автомобиль, сколько стоит разработать самолет, станок и так далее. Нужно исходить из этих цен, потому что чудес на свете не бывает. Плюс к этому, нужно учитывать те сложности по получению всех компонентов, решений, которые попали под санкции», — отметил специалист.

В заключении Михаил Аким добавил, что только с учетом всех комбинаций можно сбалансированно представить, понять ситуацию по каждой из отраслей, ведь импортозамещение как таковое, «может быть где-то простым, где-то дешевым, а где-то крайне и крайне сложным».

Ранее генеральный директор консорциума «Вычислительная техника», член экспертного совета при комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ по радиоэлектронной промышленности Светлана Легостаева рассказала, как отечественная IT-сфера решает проблемы, вызванные санкционным давлением западных стран.