Сторожевой корабль «Неустрашимый» вскоре вернется в боевой состав Балтийского флота

Сторожевой корабль «Неустрашимый» вскоре вернется в боевой состав Балтийского флота

Сторожевой корабль «Неустрашимый» вскоре вернется в боевой состав Балтийского флота. В текущей ситуации это событие переоценить просто невозможно.

«Успешно выполнил ракетную стрельбу»

Сторожевой корабль (СКР) Балтийского флота «Неустрашимый» опробовал свой многоканальный всепогодный зенитно-ракетный комплекс «Кинжал», предназначенный для отражения массированных налетов с применением средств воздушного нападения (низколетящих противокорабельных и противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб и т. п.) в ближней зоне. Об этом 19 июля сообщила пресс-служба Балтфлота.

«В рамках проведения этапа испытаний после модернизации на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» экипаж сторожевого корабля «Неустрашимый» успешно выполнил ракетную стрельбу в морских полигонах Балтийского флота», — рассказали в пресс-службе.

Уточняется, что ракетная стрельба проводилась вблизи побережья Калининградской области.

«После завершения испытаний сторожевой корабль «Неустрашимый» вернется в боевой состав Балтийского флота и продолжит выполнение задач в соответствии с предназначением в составе соединения надводных кораблей», — уточнила пресс-служба.

Таким образом, СКР «Неустрашимый» неуклонно приближается к своему полноценному возвращению в строй, то есть к успешному завершению затяжной эпопеи с ремонтом и модернизацией корабля, отсчитывавшей свою историю еще с 2013 года.

«Цветочки» и «ягодки» для «Ястребов»

Начну издалека.

Развал СССР отразился на судьбе сторожевых кораблей проекта 11540 (шифр «Ястреб»), к которым относился спущенный на воду в 1988 году «Неустрашимый», самым негативным образом. Возможности отечественного ОПК резко сократились — многие «смежники» из числа его предприятий теперь оказались за границей. Уменьшилось и финансирование «оборонки». Из-за всего этого вместо планировавшегося с советского времени ввода в строй 80 «Ястребов» (кстати – первых кораблей нашего ВМФ, созданных с элементами стелс-технологий), сдать заказчику удалось лишь два СКР — «Неустрашимый» и «Неприступный», в силу «новых веяний» спешно переименованный в «Ярослава Мудрого».

«Ястребы» проектировались как скоростные высокотехнологичные океанские охотники за вражескими атомными подлодками. Однако в силу явного дефицита в составе Балтфлота современных крупных надводных боевых кораблей, «Неустрашимого» и «Мудрого», было решено оставить на Балтике, где атомные подлодки субмарины.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» вскоре вернется в боевой состав Балтийского флота

Впрочем, это еще были «цветочки» в драматичной судьбе «Неустрашимого». «Ягодки» же оказались связаны с форсажными турбинами сторожевых кораблей проекта 11540. Дело в том, что занимавшееся в советские времена проектированием и производством таких турбин проектное бюро «Машпроект», а также производственное объединение «Зоря», после 1991 года остались в украинском Николаеве. То есть вместе с исчезновением СССР на территории РФ исчезло и производство корабельных газотурбинных установок (ГТУ), а также возможности по их ремонту.

Возникшая в 1991-м зависимость от украинских контрагентов в вопросе производства и ремонта ГТУ к концу «нулевых» для российского флота стала критической. Вопрос о необходимости создания собственного предприятия соответствующего профиля в России неоднократно поднимался и обсуждался на самых разных уровнях. И столь же неоднократно эти инициативы к какому-либо конструктивному решению проблемы с производством/ремонтом корабельных ГТУ не приводили. Тем временем «Неустрашимый» и «Мудрый» использовались буквально на износ, что закономерно не лучшим образом сказывалось на техническом состоянии главных энергетических установок сторожевых кораблей.

В конце концов, форсажные турбины «Ястребов» отправились в Николаев на регламентное обслуживание. С Украины турбины успели вернуться на «Неустрашимый» и «Мудрый» еще до Евромайдана. А вот дальше начались ЧП.

В октябре 2013 года вышла из строя только-только прошедшая ремонт в Николаеве форсажная турбина «Неустрашимого». Ее собирались реанимировать во все том же Николаеве, но не успели – помешал грянувший в Киеве госпереворот, повлекший за собой разрыв военно-технического сотрудничества украинской стороны с РФ. В феврале 2015-го «сдохла» форсажная турбина уже на «Мудром». Так два очень нужных Балтфлоту «Ястреба» оказались неходовыми.

Настоящий трудовой подвиг

Что же произошло? Ведь совсем недавно украинцы вроде бы выполнили обширный комплекс работ по регламентному обслуживанию турбин российских сторожевых кораблей!

Причина случившегося была вскрыта сотрудниками отечественного ПКБ «Новик», которым пришлось заниматься ремонтом вышедших из строя на «Ястребах» корабельных газотурбинных установок. Слово — главному конструктору ПКБ «Новик» Леониду Белову:

«На переднюю опору ротора компрессора высокого давления поставили демпферную втулку. Установили ее совершенно неправильно. В результате после всего 1200 часов наработки эти втулки на обоих ГТУ разрушились. Конечно, это ошибка. Не исключаю и злой умысел…»

Дальнейшая история «реанимации» российскими специалистами форсажных турбин сторожевиков проекта 11540, как и создание в Рыбинске базы морского газотурбостроения, может считаться самым настоящим трудовым подвигом. Она заслуживает отдельного длинного описания, поэтому сейчас я ее опущу. Отмечу лишь, что в 2016-м на ход был поставлен «Мудрый», а затем была приведена в порядок и ГТУ «Неустрашимого». Впрочем, на этом «реабилитация» «Неустрашимого» не закончилась. Поскольку СКР и так уже продолжительное время находился на судостроительном предприятии, решено было головной, а значит и наиболее изношенный, «Ястреб» подвергнуть серьезной модернизации.

Сторожевой корабль «Неустрашимый» вскоре вернется в боевой состав Балтийского флота

В ходе нее на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде аналоговую аппаратуру на СКР заменили на современную цифровую. «Неустрашимый» получил новую боевую информационно-управляющую систему и боевой пост управления артиллерией. Также на корабле был модернизирован комплекс «Фрегат» — радиолокационная станция наблюдения за воздушной и надводной обстановкой. Комплекс модернизационных работ на головном «Ястребе» получился столь обширным, что его полностью удалось закончить лишь 29 декабря 2021 года.

В начале апреля 2022 года «Неустрашимый», завершивший ремонт и модернизацию на «Янтаре», приступил к выполнению программы приемо-сдаточных испытаний. В конце мая текущего года СКР провел в море испытания своей гидроакустической системы, а недавно, как мы уже знаем, успешно опробовал свой ЗРК «Кинжал».

Повторюсь — «Неустрашимый» наконец-то приближается к своему полноценному возвращению в строй. В ситуации, когда Финляндия и Швеция приняли решение присоединиться к Североатлантическому альянсу, что, де-факто, превращает Балтийское море в «озеро НАТО», такое событие, как пополнение боевого состава Балтийского флота модернизированным СКР проекта 11540, переоценить просто невозможно. Ждем его с нетерпением!