«Астанинская тройка» — Иран, Россия и Турция, фактически предложили США убраться — пока из Сирии. Контуры нового многополярного мира
В американской администрации назвали визит президента США в Израиль и Саудовскую Аравию — «возвращением Америки на Ближний Восток». Но даже самые оптимистичные представители западных медиа подвергают эту информацию огромным сомнениям. Ближневосточная пресса, в том числе и принадлежащая главным нефтяным шейхам, вовсю публикует унизительные карикатуры на американского президента, где активно ему припоминает ещё недавние резкие высказывания в адрес многих из тех, к кому он по сути приехал «на поклон». Всё это не очень хороший знак для «коллективного Запада». Если в прежние годы тем же нефтяным принцам приходилось без промедления выполнять все требования заокеанских боссов, дабы сохранить капиталы и привилегии, вроде владения некритичными американскими активами и шикарными виллами по соседству с голливудскими звездами. Теперь уговоры и скрытые угрозы американцев действуют на них как-то вяло и без огонька. Наверняка, они с гораздо большим вниманием прислушивались к тому, что происходило в другой крупной азиатской столице.
На фоне страданий Джозефа Байдена в Эр-Рияде совершенно иначе выглядела встреча на высшем уровне в Тегеране трёх, пожалуй, самых мощных политических игроков в регионе, помимо США и Израиля: глав Ирана, России и Турции. А ведь здесь сошлись в совсем недавнем прошлом стратегические соперники, у которых и по сей день остается немало взаимных претензий. Большего того, эрдогановская Турция по-прежнему состоит в НАТО, хоть в Брюсселе и поговаривают, что давно пора указать видному хитровану и оппортунисту Эрдогану на дверь. Но Турция, как тот самый телятя, что умело сосет двух маток, решая свои шкурные вопросы, но стараясь не пересекать явные «красные линии».
Иран, который подвергся санкциям лишь немного менее жестким чем Россия, тоже был настроен максимально миролюбиво и гостеприимно. Любопытно, что западные СМИ попытались представить едва ли не единственной целью первого за долгое время зарубежного турне российского Президента покупку у персов боевых беспилотников. Но если такая цель и преследовалась, то она явно не была приоритетной и решалась в каком-то рабочем порядке. Главными были вопросы совершенно иного уровня. К примеру, российский газовый гигант «Газпром» и крупнейшая иранская нефтегазовая корпорация NIOC (Национальная иранская нефтяная компания-третья в мире по капитализации) подписали Меморандум о совместной разработке месторождений Киш, Северный и Южный Парс и ещё шести перспективных площадок по добыче природного газа и нефти. Эту сделку уже называют крупнейшей иностранной инвестицией истории иранского добывающего комплекса.
Не менее интересными были политические итоги саммита, где в центре обсуждений оказалось сирийское урегулирование. Эрдоган — последний из плеяды действующих политиков, говоривших, что «Асад должен уйти», наконец по сути признал право Сирии самой решать свои внутриполитические проблемы, оставив за скобками лишь курдский вопрос. . Больше того, он ни словом не возразил когда иранский президент Ибрахим Раиси предложил полностью очистить Сирию от террористических группировок и иностранного военного присутствия, имея в виду американский контингент в сирийской Заефратье и нефтеносных районах. По сути он поставил их на один уровень, заявив, что американцы не хуже любых террористов воруют нефть у сирийского народа, и не нашел у своих собеседников ни малейших возражений. Стороны договорились вести совместную работу в этом вопросе. Следующий такой саммит должен пройти в Москве, что тоже является своеобразным вызовом модной политической повестке.
Любопытна реакция на встречу в Тегеране представителей американской администрации. Пока большинство серьезных политологов называли тегеранский саммит «предвестником новой системы политического мироустройства», в Белом Доме заявили, что встреча в иранской столице лишь показала, насколько Россия сейчас изолирована. Даже не будем пытаться понять, из чего был сделан столь неожиданный вывод. У них там своя атмосфера.