Россия вновь запустила Северный поток. Европа чуть не обделалась
Пока Северный поток-1 был остановлен из-за плановой профилактики, Газпром прислал в Европу 14 июля интересное письмишко. Агентство «Рейтер», получившее доступ к тексту письма, приводит такую цитату: «Газпром больше не может гарантировать новых поставок из-за чрезвычайных обстоятельств». В Европе от страха чуть не обделались.
По времени это совпало с аварией на крупном месторождении газа в Норвегии. Из добычи выпало 17 млн. кубометров в сутки. До этого еще произошёл пожар на заводе СПГ в США, он не заработает до осени.
Ветрогенерация, на которую так надеялись европейцы, как нарочно, находится на низком уровне. Зато Европу настигла рекордная жара:
Как сообщает France24, в Британии отмечен самый жаркий день за всю историю наблюдений, во Франции тоже близки к рекорду — выше 40 градусов в начале недели. Португалия и Испания сообщают об «исключительных температурах». На севере Португалии 47 градусов — рекорд для июля, а в столице страны, Лиссабоне, — плюс 41.
Жара для Европы ничем не лучше морозов. Если зимой газ усиленно расходуется на отопление, то сейчас, в такую жару, на работу кондиционеров. Электричество вырабатывают газовые электростанции.
Жара и аварии, связанные с поставками газа, привели к тому, что Европа начала отбор газа из своих хранилищ, который запасала на зиму:
Отбор топлива на 12 июля составил 85,5 миллиона кубометров, а закачка — 72,6 миллиона. Наибольший вклад в такие показатели внес отбор из хранилищ компании Uniper (снижение на 0,92 процентного пункта), австрийской OMV (на 1,2 процентного пункта) и норвежской Equinor (на 3,29 процентного пункта)
Поэтому европейцев и привело в такой ужас письмо из Газпрома. Если Северный поток-1 не заработал бы после планового обслуживания, Европа к зиме оказалась без необходимых запасов газа. Даже жадные до сверхприбыли американцы, и те в этот раз перепугались за Европу:
США рассчитывают на возобновление работы газопровода «Северный поток-1», видят в нем фактор энергетической безопасности Европы в краткосрочной перспективе, заявил официальный представитель госдепартамента Нед Прайс
Американским компаниям очень понравилось зарабатывать сверхприбыль на газовом рынке Европы. Столь высокие цены как раз и были во многом обусловлены сокращением поставок из России. А на сокращение поставок из России Европу как раз и подтолкнули США.
Но в Штатах вдруг осознали, что перегнули палку. И если даже эти жадины вдруг обеспокоились судьбой Европы, значит дело серьёзное.
Однако сегодня стало известно, что Северный поток-1 возобновил свою работу. Хоть и частично — газопровод может работать лишь на 40%. Турбина из Канады еще не приплыла. Но и то для Европы уже неплохо. Европейцы с облегчением выдохнули. Потому что надеялись на худшее.
Но зачем же Газпром принял решение возобновить работу газопровода? Можно ведь было побегать с огнетушителем вокруг трубы и тоже заявить, что у нас произошёл пожар, как в США или в Норвегии.
Причина такого решения заключается в том, что Европа нам пока ещё нужна. Мы сейчас встали на путь реального импортозамещения, которое не на бумаге, а по-настоящему. Для переходного периода нам нужны станки и оборудование, европейского производства, чтобы поднять свою промышленность. Но европейцы, конечно же, запретили нам их продажу.
Конкурент на рынке товаров с добавленной стоимостью им не нужен. Ведь мы их уничтожим в конкурентной борьбе, т.к. у нас в стране газ стоит в десятки раз дешевле. Значит и продукция, произведенная при его использовании в качестве источника энергии, тоже будет дешевле.
Несмотря на запрет мы сейчас можем покупать европейское оборудование у третьих стран, через процедуру параллельного импорта.
Но если европейская промышленность окончательно встанет без газа, мы не сможем ничего купить даже через посредников. Европейское оборудование исчезнет из продажи, т.к. перестанет производиться из-за отсутствия газа для работы европейской промышленности.
Оставить европейцев совсем без газа означает выстрелить себе в ногу. Наш план по импортозамещению забуксует, а то и вовсе остановится. Но это не значит, что мы должны заполнять газовые хранилища ЕС до краёв и обеспечить все их потребности в газе, сколько они у нас попросят.
После новости о запуске СП-1 цена на газ практически не снизилась. Было 1650 долларов за тысячу кубов, сейчас 1644 доллара. Эта цена в любом случае делает европейские потребительские товары дорогими и неконкурентоспособными. Наши власти проводят выверенную политику, не давая европейской экономике воспрянуть духом, но и не стреляют себе в ногу, нанося смертельный урон нужным нам производствам в ЕС.
К тому же наш газ из Северного потока-1 просто некому больше продать — трубы это не танкер с СПГ, их не развернуть в каком-то другом направлении. И если не продать этот газ Европе, его не продать вообще никому. В данном случае самое разумное решение, это продавать газ дозировано, чтобы цены в Европе были высокими. И за счёт высоких цен получать сверхприбыль, направляя её на развитие своей промышленности и не давая шансов промышленности европейской.
Руководство Газпрома и наши власти всё делают правильно. А Европе в любом случае придёт конец. Когда мы сочтём, что к её концу готовы.