По осени не только цыплят считают
Материал рубрики "Мнение профессионалов"
Но и проводят первичные оценки процессов, которые во многом определяют возможный сценарий завершения года.
Регулярный характер работы выявляет особенности анализируемого периода, его специфику. Приближается осень, так что пора начать оценивать итоги года.
· Специфика прошлого года определялась последствиями пандемии, которая охватила многие страны мира. Особенность этого года — экономическая война, развязанная «коллективным Западом» против России. Она «посмела», с точки зрения «недружественных» стран, принять действенные меры по защите своего суверенитета и спасению жизни людей на Донбассе. Неутомимо вводятся пакеты санкций, направленных на значительное ухудшение условий функционирования российской экономики. Уже заявлено о седьмом. На этом фоне, без излишней рекламы, начался процесс ослабления США и ЕС по отдельным направлениям ранее принятых санкций, включая и банковскую сферу.
· В этих условиях действия, предпринимаемых органами государственного регулирования для противодействия санкционному давлению, смягчению его последствий, а также созданию условий для дальнейшего роста экономики имеют первостепенное значение. Их результативность не только определит итоги текущего года, но и возможное развитие ситуации в последующих периодах.
· Акцент июля — действия по совершенствованию организации и повышению эффективности развития промышленности страны. Главное, что не только в намерении систематизировать руководство развитием этой важнейшей и базовой сферы российской экономики. Решения нацелены на долговременный и перспективный процесс реформирования и развития всего промышленного комплекса и входящих в него отраслей с приоритетом высокотехнологических разработок с учетом необходимости решения региональных и социальных аспектов данного процесса.
· Решения базируются не на пустом месте. Еще ранее были приняты программы развития автопрома, авиастроения, судостроения и радиоэлектроники. На базе мер в сфере промышленной политики 2014 года начали, в частности, формироваться механизмы системной поддержки НИОКР и субсидирования комплексных инвестпроектов. Приняты решения по выделению льготных кредитов на пополнение оборотных средств, обеспечению механизма формирования компонентной и ресурсной базы промышленности. Сейчас особое внимание уделено воссозданию и ускорению развития такой стратегической отрасли, как станкостроение.
· Значительные ожидания «недружественных стран» были связаны с санкциями в отношении тех отраслей экономики, которые обеспечивают добычу полезных ископаемых и экспорт топливно-энергетических ресурсов. Несмотря на все попытки нанести ущерб экспорту российских энергоносителей, реальный ущерб в основном нанесен западным странам-потребителям. По последним данным, вклад нефтегазового сектора в экономику России в январе—марте 2022 года достиг 21,7%, что стало наибольшим значением как минимум с 2017 года. По сравнению с первым кварталом 2021 года этот показатель вырос на 4,4 процентного пункта. В июне экспортная выручка России увеличилась на $700 млн. и достигла $20,4 млрд. что на 40% выше среднего показателя прошлого года.
· Стремление ограничить внешнюю торговлю России привело, по данным Банка России, к рекордному торговому профициту во втором квартале 2022 года — объем экспорта превысил объем импорта на 70,1 миллиарда впервые с 1994 года. По опубликованным данным, объем экспорта с апреля по июнь составил 153,1 миллиарда долларов по сравнению с 166,4 миллиарда долларов в первом квартале. Импорт сократился с 88,7 до 72,3 миллиарда долларов. Увеличение доходов от экспорта энергоносителей и сырьевых товаров помогло компенсировать влияние введенных западных санкций. Согласно предварительным данным регулятора, за первую полугодие текущего года положительное сальдо текущего счета платежного баланса России выросло в 3,5 раза по сравнению с тем же периодом 2021.
· Состояние финансовой сферы, на которую также были направлены действия в рамках принятых пакетов санкций «недружественных стран», также далеко от ожидаемых результатов. Согласно отчету Минфина за первое полугодие, достигнут профицит бюджета– 1 трлн. 373 млрд. рублей. Нефтегазовые доходы выросли на 66% к показателям за год, ненефтегазовые на 49%.
· Промежуточные итоги должны вселять определенный оптимизм в отношении финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ по стабилизации положения в экономике. Однако Минфин не позволяет расслабляться. Несмотря на достигнутый за шесть месяцев профицит, согласно существующим бюджетным проектировкам, дефицит федерального бюджета в текущем году достигнет 1,665 трлн. рублей, в 2023 году -1,591 трлн. рублей, в 2024 году сократится до 1,413 трлн. рублей, а в 2025 году — до 1,358 трлн. рублей. Вот такая предложена перспектива в условиях заявленного перехода к опережающей модели развития экономики.
· Конечно, в мировой практике есть примеры, когда отдельные страны в своей стратегии ориентированы на приоритет бюджетных расходов в целях обеспечения нужд развития экономики. Однако такой подход всегда был чужд нашему Минфину. Не случайно он внес в правительство предложения по новым параметрам бюджетного правила. Похоже, неиссякаемая тяга к накопительству, которое не имеет никакого здравого смысла в связи с беспрецедентными вызовами для российской экономики в настоящее время, и которое может не ограничиться текущим периодом, сохранилась.
· Предложения по бюджетному правилу в определенной мере это связаны с полемикой, которая продолжается в связи с укреплением курса рубля. Оппонентом Минфина в данном случае выступают Минэкономразвития и Банк России. По мнению руководства Минэкономразвития, «Минфин сейчас предлагает конструкцию бюджетного правила, которая заключается в том, что мы сокращаем расходы и с этими деньгами выходим на валютный рынок, предъявляем спрос на валюту и тем самым повышаем курс». При этом отмечено, что в рамках той конструкции, которая сейчас предлагается, «мы скорее ухудшим ситуацию, потому что в условиях недостатка спроса сокращение бюджетных расходов только еще более негативно повлияет на экономику", Трудно что-либо добавить.
· В последние месяцы ЦБ последовательно снижает уровень ключевой ставки после значительного повышения в марте текущего года. Но при этом в апреле он вернулся к практике изъятия денег из оборота банков, хотя и в минимальном пока объеме. Снижен объем его кредитования банков. И это на фоне, когда движение денежных потоков свидетельствует о недостаточности их поступлений для осуществления деятельности.
· К этой нерадостной перспективе стоит добавить крайне негативную оценку положения в секторе домашних хозяйств, которая содержится в опубликованном докладе ЦБ «Региональная экономика: комментарии ГУ», согласно которому ничего хорошего аналитики этого ведомства не наблюдают. Доклад доступен в открытом доступе, так что нет необходимости цитировать его положения. Оценка общеэкономической ситуации в этом докладе принципиально отличается в худшую сторону от оценок других органов государственного управления.
· Один из экспертов, прочитавших данный доклад, констатировал: «Картина нарисована вполне честно, и она не выявляет каких-либо положительных тенденций. Экономика России пикирует с нарастающей скоростью». Очень эмоциональное заявление, абсолютно не подкрепленное какими-либо фактическими выкладками. Так, что в опубликованном докладе нужно было ставить ограничение «65+». Такой доклад может быть предназначен только для тех, кто обладает определенным профессиональным и жизненным опытом, позволяющим самостоятельно объективно понять происходящее.
· Устойчивость экономики под санкциями как промежуточный итог к середине года, пока удерживается, несмотря на определенную разнонаправленность в действиях регулирующих органов. Посмотрим, что покажет осень.