Почему американские базы в Центральной Азии возможны?
Люблю смотреть на три вещи: огонь, воду и разлетающиеся слюни пропагандистов. Недавно российские СМИ массово зациклились на возможном размещении американских войск в Центральной Азии. Вашингтон объявил о таком плане пару недель назад, как только начал вывод войск из Афганистана. Государственные журналисты и политики, по всей видимости, живут сегодняшним днем, а историю вспоминают лишь 9 мая.
В США рассматривают две страны: Узбекистан и Таджикистан. Вполне логичные варианты, государства непосредственно граничат с Афганистаном, а значит, можно будет вернуться, если "Талибан" (запрещенная в РФ террористическая организация) нарушит условия мирного процесса и попытается захватить власть в Кабуле.
С точки зрения Душанбе и Ташкента, американские войска — дополнительный гарант безопасности. С точки зрения Вашингтона — плацдарм для повторного возвращения в Афганистан. С точки зрения Москвы — угроза национальным интересам. С точки зрения Пекина — политический конкурент в Центральной Азии. Это если вкратце.
Почему же тогда в самом начале я заговорил об истории? Ответ весьма прост. Американские базы уже существовали в Центральной Азии, как и в Ульяновске. Во время президентства Барака Обамы силы коалиции увеличились в несколько раз. Чтобы минимизировать потери в Пакистане, в Вашингтоне выбрали афганских соседей с севера. Так американцы появились в Киргизии и Узбекистане. Ничего страшного не произошло, Москва не потеряла союзников, с юга никто не вторгся. Военные международной коалиции находились там до 2014 года. Несмотря на всякие выпадки пропаганды появление американцев вокруг Афганистана — облегчение для России.
В случае обострения ситуации американцы смогут оперативно вернуться, а нашим военным не придется в одиночку защищать союзников по ОДКБ и Узбекистан. Сегодня афганский вопрос остается одним из немногих, где позиция Вашингтона и Москвы примерно сходятся.
Возможно, Москва надавит на союзников и те откажут американцам. Ведь не так давно Вашингтон сделал тоже самое в Судане, где должна была расположиться военно-морская база России.