Россия захватывает мировой рынок микрочипов

Россия захватывает мировой рынок микрочипов

Иногда не обязательно производить ту или иную продукцию, чтобы контролировать соответствующий отраслевой рынок. В ряде случаев достаточно просто контролировать важнейший элемент производственной цепочки.

Сегодня вице-премьер Денис Мантуров отчитался Владимиру Путину о запуске в МГТУ имени Баумана комплекса по выработке высокочистого неона. В этом году будет произведено 70 тысяч кубометров неона, что составит 10% мирового рынка, в следующем — уже 180 тысяч, что составит практически 25% мирового рынка. До настоящего момента доля России на мировом рынке составляла не более 1%.

При этом, в России производится около трети сырья для выработки высокочистого неона — неоно-гелиевой смеси. До настоящего момента смесь не направлялась на переработку, а шла на экспорт. В том числе, в Одессу и Мариуполь, где находились производства по переработке неоно-гелиевой смеси и получению чистого неона.

Сохранились старые советские кооперационные связи. Советский Союз далеко продвинулся в лазерных технологиях, пытаясь создать лазерное оружие. В результате были созданы уникальные нишевые предприятия, продукция которых востребована на мировом рынке до сих пор.

Использование неона является неотъемлемой составляющей при производстве микрочипов. Микрочипы производятся путём фотолитографии. Неон является основным инертным газом при использовании лазера, который создает рисунок на кремниевой пластине.

В июне Кремль ввел запрет на экспорт из России инертных газов. Правда, с одной оговоркой. Экспорт возможен только по соответствующим заявкам зарубежных компаний, которые будет рассматривать правительство. Эту информацию на совещании у Президента подтвердил Мантуров:

Теперь мы будем перерабатывать всё внутри страны, используя ограничения на вывоз сырья и самих инертных газов. А на внешние рынки по решению Правительства будем поставлять только конечную продукцию после рассмотрения соответствующей просьбы от наших зарубежных партнёров. Поэтому мы ждём от них заявок и будем готовы оперативно рассматривать

Подобное означает, что Россия будет предоставлять неон, а также ксенон и криптон исключительно тем предприятиям, которые смогут обеспечить обратные поставки в нашу страну микрочипов и прочей необходимой продукции.

А теперь о масштабах произошедшего. Как было сказано выше, два главных предприятия в мире по производство неона находились в Одессе и в Мариуполе. Оба в настоящий момент по понятным причинам не работают.

Одесское предприятие Cryoin поставляло на мировой рынок 10-15 тысяч кубометров неона в месяц (120-180 тысяч в год).

Мариупольское предприятие Ingas поставляло на мировой рынок 15-20 тысяч кубометров неона в месяц (180-240 тысяч в год).

Суммарно эти два предприятия контролировали порядка 50% мирового рынка неона. А, значит, и производства микрочипов. Кризис на рынке микрочипов в 2020 году начался в том числе из-за проблем с логистикой неона из Одессы и Мариуполя.

Практически вся продукция этих двух предприятий шла на Тайвань — мирового лидера по производству микрочипов. И вот теперь возникает вопрос: а будет ли Россия экспортировать неон на Тайвань, учитывая введенные островом ограничения на продажу в нашу страну микрочипов? Что-то нам подсказывает, что нет.

Неон направится в дружественные государства, в то время, как на тайваньский TSMS поступать не будет.

Возьмём еще один пример. Голландскую компанию ASML, которая является единственным в мире производителем машин с экстремальным ультрафиолетовым излучением (EUV), необходимых для производства 7 нанометровых чипов. Значительная часть поставок неона осуществлялась из Одессы и Мариуполя. Теперь ASML будет вынужден, как минимум, сократить производство. А, значит, технологический прогресс в создании микрочипов на Тайване затормозится.

Всё это даёт отличный шанс иным производителям, которые будут обеспечены необходимыми компонентами в цепочке, сократить отставание и, возможно, вырваться вперёд. Разумеется, в первую очередь речь идёт о Китае.

Правда, учитывая то, что неон из России будет экспортироваться только по специальным разрешениям, мы можем только предположить, что будет предоставлено взамен. Помимо поставок непосредственно готовой продукции это может быть создание предприятий по производству чипов на территории России, предоставление технологий и любые иные виды сотрудничества.

Много информации на этот счёт мы вряд ли узнаем. Но из той, которая находится в открытых источниках, можно сделать однозначный вывод, что игра идёт серьёзная.