Потенциал ОПК позволит России создать новую орбитальную станцию
Отказ от МКС и курс на создание новой российской космической станции является логичным решением, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. Сотрудничество с американцами теперь невозможно, и чем раньше мы от него откажемся, тем будет лучше.
РФ предложила проект трехмодульной орбитальной станцииРФ свернет сотрудничество с США по МКС
Перемены в Роскосмосе привели к коррекции российских космических планов.
Новый глава госкорпорации Юрий Борисов заявил об окончании совместной с США эксплуатации МКС в 2024 году и о планах по созданию новой российской орбитальной служебной станции (РОСС) на полярной орбите.
Проект РОСС был представлен в 2020 году и предполагает создание на первом этапе станции из трех модулей и шлюзовой камеры, причем данный проект будет посещаемым, а это значит, что на нем не предполагается постоянного экипажа.
«Мы видим логичное развитие событий: сотрудничество с США по МКС нужно было прекратить давно. Проблемой является то, что в Москве крайне щепетильно подходят к выполнению различных соглашений с Западом, в то время как Запад нарушает любые договоренности с Москвой и даже ворует наши деньги, как это произошло с валютными резервами», – заключает политолог Михаил Александров.
У нас любят говорить о том, что «Газпром» является надежным поставщиком газа в ЕС, который сегодня проводит враждебную политику по отношению к Москве. Данная линия полумер вредит национальным интересам.
МКС находится на орбите с 2000 года«Такая идеология продолжается: с одной стороны, мы ведем борьбу с Западом, а с другой стороны – мы надежный поставщик газа и сотрудничаем с США по МКС, которая включает как гражданский, так и военный компоненты», – резюмирует Александров.
РФ не обладает надежными средствами военно-морской разведки и наведения крылатых ракет большой дальности по ударным авианосным группам США, и здесь нам может помочь только МКС, находящаяся в совместном владении с американцами.
«МКС могла бы сыграть важную роль в этом вопросе, но я не уверен, что в случае прямого конфликта российская часть станции будет нормально функционировать. После того как отношения Москвы и Вашингтона стали портиться, нужно было отстыковать наши модули. Следовало давно начать работу над этой задачей, но у нас долгое время был безалаберный подход», – констатирует Александров.
Прошлый глава Роскосмоса не уделял этому вопросу нужного внимания, и теперь мы столкнулись с ситуацией, когда дальнейшее сотрудничество с США по МКС бесперспективно, а строительство новой станции придется начинать с нуля.
«Борисов данный вопрос наконец поставил, и проблема будет решена. Я считаю, что 2024 года ждать не надо и необходимо уже сейчас сворачивать работу с американцами по МКС и вести к отстыковке российского сегмента от станции. Не надо говорить о выполнении обязательств перед бывшими партнерами, они перед нами никаких обязательств больше не исполняют», – заключает Александров.
Станция «Мир» существовала с 1986 по 2001 годРоссии придется реализовать амбициозный проект
Последней российской космической станцией была «Мир», существовавшая на орбите с 1986 по 2001 год и замененная на МКС, куда вошли российские модули, создававшиеся изначально для отечественного проекта «Мир-2».
«Мир» была намного больше того проекта, который Роскосмос предлагает в виде РОСС, и включала в себя семь обитаемых модулей и несколько стыковочных узлов, ее размер был сравним с российским сегментом МКС.
«Российский ОПК способен выполнить такую задачу. Он уступает советскому по объему, но не по качеству. Мы сохранили научные школы, иначе бы давно отстали от США, включая стратегически важные отрасли», – резюмирует Александров.
Успехи РФ в области гиперзвукового оружия и других технологических новинок подтверждают, что наша страна способна создать новую орбитальную станцию, однако Роскосмос давно не реализовывал таких проектов, и для этого потребуется мобилизация отрасли.
Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров«Мы в состоянии сделать новую станцию, а модули существующей МКС могут быть использованы в качестве переходного сегмента. Недавно на МКС был запущен модуль «Наука», который должен стать частью нового российского проекта. Надо разработать систему перегонки российских модулей МКС на новую орбиту и провести там их состыковку. Затем их можно будет потихоньку скидывать с орбиты и заменять в рамках нового проекта», – констатирует Александров.
Вариантов здесь много, но для того чтобы достигнуть цели, нужно, во-первых, повысить эффективность работы Роскосмоса, во-вторых, направить на эту задачу значительные объемы государственного финансирования.
Дмитрий Сикорский