Запад не станет Севером: это место занято Россией
Реакцию коллективного Запада относительно предложений Минобороны РФ об изменениях федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» в части порядка прохождения иностранных кораблей по Северному морскому пути предугадать нетрудно. Особенно — со стороны США, так и не подписавших Морскую конвенцию ООН 1982 года. Снова прозвучат обвинения в нарушении свободы судоходства, в незаконных притязаниях на часть акватории Северного Ледовитого океана и все прочее, что уже не раз озвучивалось представителями Госдепа и Пентагона.
Собственно, Арктика сегодня является зоной отложенного конфликта между странами коллективного Запада и Россией. Отложенного — лишь потому, что в зоне за Северным полярным кругом у США и их союзников нет каких-либо серьезных «прокси», наподобие «исламских» террористов или Украины, которые можно было бы бросить против нашей страны, а общий баланс сил пока складывается и меняется вовсе не в их пользу. Что в их глазах выглядит очередной «русской угрозой». Тем более опасной, что перспектива глобального потепления освобождает огромные арктические пространства, на суше и на море, для более широкой экономической и, соответственно, военно-политической активности.
Россия — по-настоящему полярная, северная страна, где за Северным полярным кругом живет 2,5 млн человек — из 4 млн во всем мире. Мурманск с населением почти в 280 тысяч человек является крупнейшим арктическим городом мира. В первой шестерке, за исключением норвежского Тромсе — тоже российские Норильск, Североморск, Апатиты и Воркута. Все российское побережье и многие острова Северного Ледовитого океана — включены в общий организм нашей страны. Цветные металлы, каменный уголь, а теперь и газ Заполярья — достояние Российской Федерации. Плюс военные базы, в том числе Северного флота с его АПЛ, чьи ряды недавно пополнила крупнейшая субмарина «Белгород», способная нести сверхмощные торпеды «Посейдон»; ледокольный флот, плавучие АЭС и так далее.
Приполярные страны Запада в этом отношении существенно отстают. Нет, норвежцы успешно добывают нефть и газ на шельфовых месторождениях, американцы имели несколько военных баз в Гренландии и Норвегии, но в целом уровень их освоения Арктики российскому существенно уступает. И эти страны прилагают все больше усилий, чтобы затормозить северный вектор развития России. С этой целью используются самые разные средства: от официальных дипломатических до «неправительственных» организаций: экологических, культурно-этнических (выступающих от имени малых народов Севера) и т. д.
Как заявил еще в 2019 году командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго, Америка «не позволит России и Китаю господствовать в Арктике», и эта позиция неизменно подтверждалась высокопоставленными политиками и военными Соединенных Штатов, а также НАТО. Примеров другой позиции пока не отмечалось. В июле 2021 года, сразу после проведения женевской встречи с Владимиром Путиным, 46-й президент США Джо Байден, выступая перед сотрудниками аппарата директора Национальной разведки обозначил Арктику как приоритет американской политики — особенно в контексте глобального потепления. А уж с началом специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины все эти страны-русофобы, что называется, словно с цепи сорвались.
Все они отказались сотрудничать с Россией в рамках Арктического Совета, хотя в нынешнем году наша страна является председателем этой международной организации, созданной на волне «перестройки» в 1991 году. Швецию и Финляндию срочно приняли в НАТО с целью «усилить северный фланг» этого военно-политического союза. Норвегия пыталась начать блокаду российских физических и юридических лиц на Шпицбергене и отказалась от этих попыток только под угрозой односторонней денонсации договора 2010 года, в соответствии с которым Россия отказалась в пользу скандинавского королевства почти от 100 тысяч кв. км акватории Баренцева моря. И это — лишь самые значимые примеры конфронтации.
Впрочем, удивляться здесь нечему. Не секрет, что в значительной мере новый формат Северного морского пути, СМП XXI века, строился и строится в расчете на рост транзита из Восточной Азии (КНР, Япония, Корея) в Европу и обратно, с подключением к нему всех российских арктических (а также дальневосточных) территорий. А новый режим работы СМП, фактически совместно предложенный сейчас рядом российских ведомств, отражает необходимость перехода нашей страны к новым полярным реалиям. Как сообщил спецпредставитель Росатома Владимир Панов, за первую половину 2022 года объем грузоперевозок по этому маршруту вырос почти на 5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. В 2021 году рост тоже составил 5,7%, с 32,97 до 34,95 млн тонн. При этом «если в 2020 и 2021 году сверхранние и сверхпоздние рейсы по Севморпути мы называли экспериментальными, то сейчас мы говорим о том, что это будет регулярная круглогодичная навигация. Она должна перейти в рутинный характер», — заявил он.
А это — совсем другие подходы к управлению логистическим трафиком и совсем другие требования к управлению безопасностью. Требования уведомления за 90 дней и расширения национальной правовой зоны в прибрежных водах вытекают прежде всего из этих соображений, а не из желания ограничить американцам и их союзникам свободу мореплавания. Вот этим очередным шагом нашей страны к многополярному миропорядку больше всего и недовольны на Западе, который очень хотел бы, но никак не может стать Севером. Потому что это место занято Россией и у нас отсутствуют причины его кому бы то ни было уступать.