Бойкоты в помощь: отечественные компании отвоёвывают российский рынок
Как и предполагалось, уход с российского рынка иностранных брендов обернулся увеличением рыночной доли российских компаний.
1. К июлю доля локальных продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в структуре продаж торговых сетей достигла 83% против 79% годом ранее. Однако ассортимент продовольственных товаров сократился на 10%, а непродовольственных более чем на 20%.
2. Выручка «Яндекса» за второй квартал выросла в полтора раза (на 45%) – до 81,4 млрд рублей. Доля «Яндекса» на российском поисковом рынке выросла до 62,1% против 59,7% годом ранее. Доля поисковых запросов к «Яндексу» на устройствах на базе Android за год поднялась с 59,5 % до 61,9 %. В случае iOS-гаджетов зафиксирован рост с 42,2 % до 48,4 %. Количество подписчиков «Плюса» выросло на 53% – до13,7 млн человек, а выручка в сегменте развлекательных сервисов на 50%, превысив 6,1 млрд рублей.
Эти две новости являются хорошей иллюстрацией простого умозаключения: чем дольше будут длиться санкции и бойкоты, тем меньше места останется для иностранцев на российском рынке. Хорошая иллюстрация этого тезиса – рынок с/х техники.
Если 2013 году доля отечественных машин на полях составляла всего 24%, то теперь она превысила 50%. Этому поспособствовали девальвация рубля, утилизационный сбор на с/х технику (сделали дороже импорт), льготный лизинг, наращивание субсидирования с/х и рост цен на с/х продукцию.
Теперь же есть все эти факторы (кроме рубля), но к ним в придачу идут санкции, логистический сбой и осознание властями всех уровней необходимости замещения импорта внутренним производством во всех сферах, где это целесообразно и экономически возможно.
Так что новости об уходе очередного бренда, например специй Kamis, в среднесрочной перспективе будут означать лишь одно: этот бренд потеряет свою долю на рынке, а от его ухода выиграет условная «Рестория», которая на первых порах заполнит опустевшие полки, а затем – если повезёт – ещё и начнёт теснить Kamis на полках других стран. Всё просто: чем больше ёмкость рынка, тем легче конкурировать, наращивать производство и делать товары лучше. Вот та же «Макфа» в производство макарон вложила 2,2 млрд рублей, увеличив их выпуск на 44 тыс. тонн в год, и вложит ещё 2,3 млрд рублей.
Впрочем, будет и минус: на определённом этапе есть риск того, что местный бизнес расслабится из-за снижения конкуренции. В таком случае его нужно будет тормошить, например, стимулировать его выход на внешние рынки, где он будет конкурировать. Вот тогда – надеюсь – на определённом этапе где-то «Байкал» из Черноголовки будет конкурировать с условной Pepsi. Ювелирка от Sunlight уже протоптала дорогу на китайский рынок.
В общем, помашем рукой уходящим и попросим многих из них не возвращаться.